О вкусах не спорят, но ...

Пристрастия российских политиков как катализатор развития национального спорта

Не так давно сердца российских любителей благородной игры под названием лаун-теннис, в просторечии чаще именуемой просто теннисом, преисполнились радости и гордости. И было отчего: впервые в отечественной истории этого импортного вида спорта, в свое время популярного главным образом среди чопорных аристократов преимущественно британского происхождения, первой ракеткой мира официально стал Евгений Кафельников. Надолго ли - это уже другой вопрос (ныне действующая формула определения лучшего теннисиста планеты настолько своеобразна, что какого угодно теннисного небожителя могут потеснить с высшей строки мирового рейтинга в любой момент). Но сам по себе факт вхождения российского спортсмена в международную теннисную суперэлиту, безусловно, заслуживает комментария - тем более, что, на наш взгляд, это явление вполне закономерное.

Действительно, назвать его случайным как-то язык не поворачивается. И дело тут не только в самом Кафельникове, заслуги которого, разумеется, никто не собирается оспаривать или даже подвергать сомнению. Сочинец свое отработал, прямо скажем, “на все сто”. Но ведь очевидно, что усиление позиций россиян в теннисном мире напрямую связано с резким всплеском популярности этой игры в нашей стране в последние годы. Ни для кого не является секретом и то, что всплеск этот во многом был вызван не чем иным, как нежным отношением к этой утонченной спортивной забаве нынешнего российского президента. О вкусах, как известно, не спорят, но вкусы высшего руководителя страны в России - штука серьезная, даже если речь идет о таких на первый взгляд “легкомысленных” вещах, как спорт. Разумеется, то, что многие из “приближенных к власти”, подражая внезапно возникшей моде, облачились в теннисную форму и, обвязав головы ленточками, принялись топтаться по кортам, демонстрируя свою “современность”, никакой особой пользы нашему теннису не принесло. А вот организация в России престижных теннисных турниров высшей категории, активизация работы тренеров-селекционеров, занятых поиском молодых талантов, рост массовости некогда сугубо элитарного вида - принесло, и немалую. И результат не заставил себя ждать.

Собственно говоря, наличие спортивных пристрастий у представителей политической верхушки и раньше, во времена СССР, ни для кого не были тайной. Но тогда они не оказывали столь очевидного и прямого влияния на успехи спортсменов, как сейчас, во времена, когда слишком многое зависит от факторов чисто экономического свойства. К примеру, широко известен факт, что Брежнев увлекался хоккеем. Однако и до его восхождения на политический Олимп, и после его смерти наша хоккейная школа котировалась в мире весьма высоко. Сейчас же ситуация, похоже, такова, что для появления серьезных достижений в том или ином виде спорта просто необходимо, чтобы его приверженцам покровительствовали сверху.

Это, между прочим, наталкивает на любопытные размышления. Разве не интересно, скажем, попробовать предугадать, как пойдут в России дела в той или иной отрасли ее, так сказать, спортивного хозяйства в зависимости от итогов следующих президентских выборов? В конце концов, реальных претендентов на президентское кресло не так уж и много. К сожалению, история пока умалчивает о спортивных преференциях двух таких заметных политических фигур, как Евгений Примаков и Геннадий Зюганов. Зато, скажем, о вкусах Юрия Лужкова в этом смысле известно вполне достаточно, и потому можно предположить, что в случае его победы наконец-то наладятся дела в отечественном футболе. Московский “Спартак” реально станет клубом номер один в европейской табели о рангах. На чемпионате мира в 2002 году национальная сборная России, пройдя предварительный турнир без единого поражения, затем сокрушит всех соперников в играх плэй-офф и, выйдя в финал, одержит победу над футбольными кудесниками из Бразилии с разницей в четыре мяча. Играть в российских клубах станет для ведущих мастеров не менее престижно, чем в итальянских, и в любой команде, выступающей в первенстве страны, можно будет увидеть легионеров-”звезд”, которых на турнирах любого уровня будет заботить только одно - как бы произвести впечатление на российских футбольных специалистов и тренеров и заключить выгодный контракт с “Ротором” или сочинской “Жемчужиной”. А уж о том, чтобы попасть в основной состав московского “Спартака” или “Алании” из Владикавказа, Роналдо, Бэкхэм, Зидан и прочие будут мечтать как о чем-то несбыточном. Многие стадионы, разумеется, придется срочно модернизировать, чтобы трибуны могли вместить всех желающих посмотреть футбол не по телевизору, а “вживую”.

В случае победы Григория Явлинского картина, разумеется, получилась бы совершенно другая. Григорий Алексеевич, как известно, предпочитает не футбол, а бокс (помнится, как-то раз он даже продемонстрировал перед телекамерой свои навыки в работе с боксерским “мешком”). Логично поэтому предположить, что, поселившись в Кремле, он сделал бы все возможное для развития в России благородного боксерского искусства. Думается, в этом он бы преуспел, так как россияне, судя по всему, в принципе почти всегда не прочь помахать кулаками и обладают завидными бойцовскими качествами. Нетрудно представить, как российские спортсмены в весьма короткие сроки становятся законодателями мод и на любительском, и на профессиональном ринге, как наши могучие молодцы теснят и вышвыривают за канаты всевозможных тайсонов и холифилдов. В качестве побочного эффекта роста популярности бокса может возникнуть такое любопытное явление, как дуэли на ринге - легальный способ выяснения отношений как между политическими противниками, так и между просто поссорившимися индивидуумами. Что ж, может, это и лучше, чем судебные иски...

Что до Владимира Вольфовича, что в отношении его спортивных вкусов пока существует некая неопределенность. Говорят, правда, что лидер ЛДПР любит на досуге поупражняться с гантелями для упругости мышц. Так ли это на самом деле - утверждать не беремся, но если так, то в случае победы Жириновского на президентских выборах кричать “ура”, скорее всего, будут бодибилдеры и сторонники здорового образа жизни. Впрочем, строить предположения на этот счет, видимо, все же рановато - рейтинг Владимира Вольфовича, если верить опросам общественного мнения, пока еще не слишком высок.

Не стоит, разумеется, слишком серьезно относиться к этим выкладкам. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Что, если потенциальные избиратели, большинство из которых являются любителями того или иного вида спорта, присматриваются к потенциальным кандидатам с этой точки зрения? Ведь тогда вопрос о спортивных вкусах того или иного кандидата действительно может приобрести весьма и весьма нешуточное значение. Как и то, кого в нашей стране больше - футбольных болельщиков, любителей бокса, приверженцев чопорного тенниса или, скажем, почитателей традиционной русской игры под названием городки, почти забытой в наше время. Так что, дорогие коллеги спортивные журналисты, готовьтесь к тому, что в канун выборов вам, возможно, придется на время срочно переквалифицироваться в политические обозреватели.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить