Косовский “лик” Македонии

Мы и не заметили как быстро так называемая проблема Косово стала югославским, а вскоре и общебалканским кризисом, постепенно расползающимся по всей Южной Европе.

Но отчего-то все внимание сосредоточено только на положении в Косово и бомбардировках Сербии. Естественно, что это наиболее вопиющие факты. Однако в сопредельных странах напряжение тоже дошло до критического предела. Особенно в Македонии, некогда одной из союзных югославских республик.

Македония — небольшая горная страна, расположенная в самом сердце Балкан. Она граничит с Сербией, в том числе и через Косово, Албанией, Грецией и Болгарией. Из 2 млн 200 тыс. населения албанцы—македонские граждане составляют не более 25% местных жителей. Существуют небольшие турецкая (4%), цыганская (2,3%), сербская (2%) общины и община славян-мусульман (2,1%). Сейчас этот баланс после ухода из Сербии косовских албанцев нарушен, и они, по разным подсчетам, составляют до 40% македонских жителей.

Эти цифры дают ясную картину взрывоопасной ситуации, сложившейся в стране, где сами македонцы и, естественно, сербы выступают против антиюгославской агрессии НАТО. В то же время все албанцы — и местные, и пришлые — являются ярыми сторонниками действий США и их союзников по Североатлантическому альянсу, которые “вбомбливают” сербов в каменный век.

Тем временем у власти в Македонии находится коалиционное правительство. Оно избрало тактику иммобилизма. Ведь в его состав входят три партии, которые ни о чем не в состоянии договориться друг с другом. Это правая националистическая коалиция “Союз за Македонию” (ВМРО), партия Демократическая альтернатива, считающаяся центристской, и этническая албанская Партия за демократическое процветание.

ВМРО и ДА, выступая как националистические силы, недовольны притоком албанского населения и вообще ростом влияния албанцев на внутреннюю и внешнюю политику Македонии. К ПДП их пристегнули натовцы. Средства массовой информации в большинстве своем контролируются также альянсом. Крупнейшая оппозиционная партия социал-демократический союз Македонии, который ранее вместе с социалистами правил страной, занимает позицию молчаливого неодобрения властей. Особенно тем, что они допустили тихую оккупацию Македонии косовскими албанцами. Ворчат эсдеки и на США из духа солидарности южных славян. Но не очень громко.

В этих условиях дела хорошо пошли у Союза коммунистов. Они оказались главными носителями идей южнославянской солидарности и антинатовской борьбы. А также борьбы за социальную справедливость, которая причудливо переплелась с первыми двумя факторами. Дело в том, что Македония страна бедная с менее чем 150 долларами ежемесячного дохода на душу населения при среднеевропейских ценах. Появление в этих условиях нескольких сот тысяч косовских албанцев-беженцев делают экономическую ситуацию в стране невыносимой даже при всей помощи Запада. в итоге на этих албанцев как и на местных выливается гнев македонцев и представителей других национальных общин Македонии.

Рассуждают эти люди примерно так: косовары пришли к нам и привели солдат НАТО. В итоге мы не только оказались лишены своего законного куска хлеба иностранцами — причем у себя на родине — но нас втянули в почти войну и с братьями—сербами.

Поэтому сейчас Македонию сотрясают многотысячные демонстрации протеста против албанцев, США, НАТО и правительства. Естественно, что с наибольшей мощью они заявляют о себе в городах и поселениях, где большинство составляют македонцы. В столичном Скопье в них участвовало более 150 тыс. человек. В Куманово, городе с 60-тысячным населением, 30 тыс. горожан вышли на улицу. В Витоле, Валандово, Крива Паланка, Тетово и еще 11 городах — 350 тыс. их жителей. Также организована массовая кампания по сдаче крови для сербов в ближайших к македонской границе югославских городах.

И если общебалканский кризис не будет разрешен в ближайшее время, то эти люди вместо того, чтобы сдавать свою кровь, помогая другим людям, начнут проливать кровь чужую.

Александр КУЗЬМИЩЕВ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить