Американская киноакадемия, ежегодно присуждающая премию "Оскар", дала разъяснение о том, как использование искусственного интеллекта (ИИ) может повлиять на шансы фильмов получить награду.
О перспективе награждения фильмов, сделанных при помощи нейросетей, рассказал научный обозреватель Николай Гринько.
На заре развития ИИ разработчики обещали, что машины возьмут на себя рутинную работу, а люди смогут полностью посвятить себя творчеству. На практике всё оказалось иначе: нейросети пишут музыку, создают картины, сочиняют стихи и романы, в то время как самая трудоёмкая физическая работа всё ещё остаётся за людьми. В первую очередь влияние ИИ заметно там, где вовлечены большие деньги, а кинематограф стоит в этом списке на первом месте.
С появлением первых языковых моделей сценаристы начали поручать нейросетям создание диалогов и сюжетов, иногда полностью отдавая им написание сценариев. Когда машины научились рисовать, раскадровщики стали использовать их для генерации изображений вместо ручной работы. Композиторы применяли ИИ для поиска идей и создания аранжировок, а операторы и художники-постановщики подключились после того, как нейросети научились создавать видео высокого качества.
Ранее сообщалось, что российская версия ИИ будет думать как человек.
Сегодня ИИ способен даже "добавлять" новых персонажей в фильм. Его используют монтажёры, специалисты по свету, саунд-дизайнеры и гримёры — практически нет области в голливудском производстве, где технологии не заменяют человеческий труд. Неудивительно, что оскаровские академики начали обсуждать, стоит ли вручать награды фильмам с использованием нейросетей.
Как сообщает сайт Москва 24, новая редакция правил Академии к 98-й церемонии 15 марта 2026 года гласит: использование ИИ не повлияет на шансы фильма быть номинированным. Таким образом, дискуссии завершились формально — академия признала масштабное проникновение ИИ в кино, но изменений в оценке фильмов не планирует.
При создании фильма используйте ИИ для генерации идей, но сохраняйте контроль человека над сюжетом и персонажами.
Для визуальных эффектов и раскадровки применяйте программы типа MidJourney или DALL·E, чтобы ускорить процесс.
Музыку можно сочинять совместно с ИИ, используя инструменты вроде AIVA или Amper Music.
В процессе монтажа и цветокоррекции нейросети помогут оптимизировать кадры и улучшить качество видео.
Для работы с голосами и дубляжем используются технологии клонирования и синтеза речи.
Игнорировать ИИ на этапе подготовки сценария → Затраты времени и ресурсов → Использовать нейросети для генерации вариантов диалогов.
Создавать визуальные эффекты вручную → Длительные сроки производства → Применять генерацию изображений и видео.
Полностью полагаться на ИИ в музыке → Потеря авторской индивидуальности → Совмещать идеи ИИ с человеческим творчеством.
Если полностью доверить ИИ производство фильма, можно получить качественный продукт, но без "души" режиссёра и актёров. Полное замещение человека в творческом процессе всё ещё невозможно.
Как выбрать ИИ-инструменты для кино?
Рекомендуется ориентироваться на проверенные платформы для генерации изображений, музыки и текста, которые позволяют сохранить авторский контроль.
Сколько стоит интеграция ИИ в фильм?
Стоимость зависит от объёма проекта и используемых технологий. Программы для генерации музыки или визуальных эффектов могут стоить от $20 до $500 в месяц.
Что лучше использовать: ИИ или традиционные методы?
Оптимально сочетать: ИИ ускоряет процесс, а творческая работа человека обеспечивает уникальность фильма.
Миф: ИИ полностью заменяет актёров.
Правда: ИИ только помогает корректировать мимику и улучшать сцены, живой актёр остаётся ключевым.
Миф: фильмы с ИИ не могут получить "Оскар".
Правда: академия установила, что использование ИИ не влияет на номинацию.
Погружение в фильмы, созданные с участием ИИ, может улучшать когнитивные способности, стимулировать воображение и эмоциональный отклик, если зритель осознанно воспринимает сюжет.
В фильме "Бруталист" ИИ помог Эдриану Броуди улучшить венгерский акцент.
В "Эмилии Перес" использовали технологию клонирования голоса для музыкальных сцен.
В "Дюна: Часть вторая" нейросети применялись для визуальных и звуковых корректировок.
В начале XX века "Оскар" вручался только фильмам на чёрно-белой плёнке.
Позже премия адаптировалась под цветное кино и звуковое сопровождение.
Сейчас Академия признаёт использование ИИ, сохраняя традицию оценки человеческого творчества.