Шведские ученые: навозные жуки ищут дорогу домой по звездам

Шведские ученые выяснили, что навозные жуки для ориентации в пространстве обращают свои взоры к небу. Задолго до появления GPS моряки, птицы и тюлени определяли свое местонахождение по звездам, а теперь в их компанию влился и скромный жук-навозник.

Исследовательница Мари Даке из Университета Лунда как-то обнаружила, что навозники без труда находят путь домой ночью, когда никаких подсказок, кроме света звезд, нет, пишет The Week. Путь жуков домой был не просто правильным - он пролегал практически по прямой линии.

Чтобы проверить, играют ли тут роль звезды, Мари вместе с коллегами провела эксперимент. Она построила загон с высокими стенами, чтобы жуки гарантированно не видели никаких ориентиров, за исключением ночного неба. Раскидав по полигону навоз, ученые пригласили на площадку жуков. Дальше им оставалось только наблюдать за тем, как маленькие труженики, скатав себе по шарику, принялись толкать его в направлении именно своих деревьев, кустов и других мест прописки. Повторные эксперименты показали, что Луна (или ее отсутствие) жукам для ориентации не нужна.

Исследователи считают, что находить дорогу жукам помогают специальные фоторецепторы в глазах. На то, чтобы рассмотреть отдельные звезды, остроты жучиного зрения не хватает - навозники видят лишь размытые скопления звезд, но для них этой точки отсчета достаточно, чтобы внутренний компас вел жуков в правильном направлении.