Конец года традиционно становится временем активных законодательных инициатив, и декабрь не стал исключением. Власти подготовили сразу несколько изменений, которые затронут повседневную жизнь автомобилистов — от документов до ответственности на дороге. Часть нововведений может заработать уже в ближайшие месяцы. Об этом сообщает Rambler.
МВД разработало поправки в ПДД, которые позволяют водителям отказаться от бумажных и пластиковых документов. Речь идёт о водительском удостоверении и свидетельстве о регистрации автомобиля.
Согласно инициативе, все данные будут зашифрованы в QR-коде, сформированном в приложении "Госуслуги". Сотруднику дорожной полиции достаточно будет отсканировать код служебным устройством, чтобы получить информацию о водителе и транспортном средстве. В случае утверждения поправок автомобилисту будет достаточно взять с собой только смартфон, а само общение с инспектором всё больше будет зависеть от корректного и спокойного поведения при остановке ДПС.
Правительство поручило МВД подготовить изменения, по которым электронные дорожные знаки получат приоритет над традиционными. Это означает, что временные цифровые табло смогут перекрывать указания стационарных знаков.
Параллельно Минтрансу предстоит разработать норматив минимальной дистанции между грузовиками на многополосных трассах. Цель — убрать эффект "плотной колонны", когда фуры мешают легковым автомобилям перестраиваться, например, для съезда с трассы. Также будет пересмотрен подход к установке скоростных ограничений, чтобы избежать необоснованного занижения лимитов и ситуаций, когда водители ориентируются на таблички, которые по сути не имеют законной силы.
В Госдуме рассматривается законопроект о внесении изменений в статью 213 УК РФ "Хулиганство". Предлагается дополнить её пунктом, распространяющим уголовную ответственность на действия, совершённые водителями или в отношении водителей.
В случае принятия поправок под уголовную статью смогут попасть так называемые "дорожные учителя", которые намеренно создают аварийные ситуации, блокируют движение или провоцируют других участников дорожного движения.
В первом чтении уже принят законопроект, который расширяет полномочия Минобороны. В условиях военного времени или военного положения ведомство сможет относить любые автодороги, включая трассы общего пользования, к категории военно-автомобильных.
Такие дороги будут использоваться для перевозки техники, военных грузов, эвакуации и других задач. Сейчас перечень трасс оборонного значения утверждается отдельным решением правительства, но новые поправки делают механизм более гибким.
Комитет Госдумы по госстроительству одобрил ужесточение ответственности за нарушение правил перевозки детей. Штрафы вырастут для всех категорий нарушителей.
Для водителей-физлиц сумма увеличится с 3000 до 5000 рублей, для должностных лиц — с 25 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — со 100 000 до 200 000 рублей. Отдельно вводится повышенный штраф для самозанятых таксистов — 50 000 рублей за перевозку ребёнка без детского удерживающего устройства.
Если раньше акцент делался на бумажный контроль и символические штрафы, новые инициативы делают ставку на цифровизацию и персональную ответственность. Электронные документы упрощают проверки, а рост санкций и уголовные нормы усиливают дисциплину на дороге.
Нововведения имеют как очевидные преимущества, так и спорные моменты.
Среди плюсов:
К минусам можно отнести:
Уже сейчас стоит установить и настроить приложение "Госуслуги", следить за изменениями в ПДД и не игнорировать требования по детским креслам. Водителям грузового транспорта важно учитывать будущие нормы дистанции, а всем участникам движения — избегать конфликтных манёвров, которые могут получить уголовную оценку.
Когда изменения вступят в силу?
Большинство инициатив может заработать в первой половине 2026 года.
Все ли поправки уже приняты?
Нет, часть находится на стадии обсуждения или первых чтений.
Есть ли исключения по срокам?
Да, поправки к закону об автодорогах вступят в силу с 1 марта 2027 года.