Дорога — место, где встречаются разные характеры, привычки и стили поведения. Даже если каждый участник движения соблюдает правила, атмосфера на трассе или в городе может накалиться из-за поведения, которое выводит из себя. Ни одно из описанных далее действий не нарушает ПДД, но раздражает почти каждого водителя.
Этот тип автомобилистов решает проявить чрезмерную вежливость там, где вежливость лишь мешает. Например, водитель останавливается в левой полосе, чтобы пропустить встречную машину, которая поворачивает налево. В это время по правой полосе движется поток, и неожиданная остановка заканчивается ударом в бок. Добрые намерения превращаются в опасную ситуацию.
Автомобили, из которых льётся оглушающая музыка, узнаются издалека. Обычно это старые машины с самодельной акустикой, где басы заставляют дрожать стёкла не только внутри, но и у соседей по потоку. В пробке такие водители превращают дорогу в концертную площадку, не оставляя окружающим шанса на тишину.
Некоторые автомобилисты реагируют на любую задержку громким сигналом. Стоит впереди стоящей машине замешкаться на светофоре — сразу следует длинный раздражённый гудок. Казалось бы, сигнал предназначен для предупреждения об опасности, но используется как средство давления и раздражения.
Начинающие водители или пожилые автолюбители, которые перед каждым манёвром сбрасывают скорость почти до нуля. Особенно неприятно, когда это происходит при перестроении на многополосной дороге: поток движется равномерно, а один участник тормозит, создавая аварийную ситуацию.
Так называют тех, кто полностью игнорирует дистанцию. Такие машины следуют вплотную за впередиидущим автомобилем, не оставляя шанса для манёвра. Даже в плотном потоке прижимание выглядит агрессивно и заставляет нервничать.
Грузовики, гружённые под завязку свёклой, щебнем или другим сыпучим материалом, вызывают тревогу у всех позади. Часто груз перевозитcя с горкой, без тента или сетки, а по неровной дороге куски падают прямо на проезжую часть. Каждый водитель позади такого "сюрприза" невольно отъезжает подальше.
Крупные грузовики, идущие на обгон на высокой скорости, больше пугают, чем раздражают. Когда фура выезжает на встречную полосу, чтобы обогнать другую фуру, водители легковых машин вынуждены сбрасывать скорость и уходить на обочину. Это зрелище вызывает инстинктивный страх, даже если всё происходит в рамках правил.
Женщины, которые строго следуют ПДД и убеждены, что правота освобождает от гибкости. Они никогда не уступят, даже если ситуация требует здравого смысла. Любая попытка пойти на компромисс воспринимается как слабость, а результатом может стать конфликт или мелкая авария.
Эти участники движения появляются внезапно, будто из ниоткуда. На высокой скорости мотоцикл проскакивает между рядами, и заметить его заранее почти невозможно. Даже опытный водитель может не успеть среагировать.
Маршрутные автобусы, особенно в южных регионах, живут по собственным правилам. Для них дорожная разметка и светофоры носят скорее рекомендательный характер. Манёвры совершаются резко, с остановками в неожиданных местах, а перестроения происходят без сигналов поворота.
Эти водители считают, что включённая аварийка даёт им иммунитет от правил. Машина оставляется во втором или третьем ряду под предлогом "на минутку". Особенно часто такое встречается возле школ и детских садов, где родителям удобно остановиться прямо на проезжей части.
На загородных трассах нередко встречаются машины, которые выезжают с грунтовки, чтобы проехать буквально пару километров до следующей. Это могут быть старые тракторы, "Нивы", "Москвичи" или мотоциклы с коляской. Движение у них медленное, часто по обочине, поднимая клубы пыли и снижая видимость остальным.
Не только водители могут раздражать. Пешеходы и велосипедисты иногда действуют не менее хаотично.
Часто на переход выходит человек и начинает махать рукой, предлагая проехать. Водитель ждёт, а пешеход стоит. В итоге оба теряют время и создают пробку. Иногда такая "вежливость" заканчивается тем, что пешеход всё-таки делает шаг вперёд в тот момент, когда машина трогается.
Отдельная категория — люди, которые переходят дорогу, не поднимая головы от телефона. В наушниках, с капюшоном, они уверены, что весь мир должен остановиться. Их шаги уверенные, взгляд вперёд, и даже гудок сзади не заставит ускориться.
Эти участники движения в любой момент превращаются из водителя в пешехода, не слезая с велосипеда. Едут вдоль дороги, а через секунду — уже на пешеходном переходе. Поток машин тормозит в панике, ведь предугадать их действия невозможно.
| Категория | Особенность поведения | Эмоция, которую вызывает |
| Уступалы | Чрезмерная доброта на дороге | Раздражение и опасность |
| Меломаны | Громкая музыка | Усталость и агрессия |
| Прижималы | Езда без дистанции | Страх и напряжение |
| Парконавты | Парковка во втором ряду | Злость и бессилие |
Сохранять дистанцию и спокойствие даже в пробке.
Использовать музыку не как оружие, а как средство расслабления.
Не сигналить без необходимости — предупредительный гудок эффективнее агрессивного.
При встрече с неадекватным поведением помнить: ответственность за эмоции — личная.
Если раздражение стало хроническим, лучше пересесть на общественный транспорт на время.
Поведение, кажущееся нормальным, со стороны может восприниматься совсем иначе. Например, привычка резко тормозить "на всякий случай" или громко слушать музыку может вызывать раздражение у окружающих. Иногда стоит взглянуть на себя глазами других — и поездки станут спокойнее.
| Плюсы | Минусы |
| Повышает культуру вождения | Может привести к аварийной ситуации |
| Создаёт ощущение доброжелательности | Нарушает логику движения |
| Способствует взаимопониманию | Не всегда безопасна |
Миф: чем вежливее водитель, тем безопаснее езда.
Правда: чрезмерная уступчивость создаёт хаос и мешает предсказуемости движения.
Миф: сигнал — универсальный способ решить любую ситуацию.
Правда: звуковой сигнал полезен только для предупреждения, но не для выражения эмоций.
Миф: громкая музыка помогает сконцентрироваться.
Правда: сильные басы утомляют и снижают внимание.
Согласно статистике ГАИ, до 40% аварий происходят из-за непонимания намерений других участников движения.
Исследования показывают, что уровень стресса за рулём у жителей мегаполисов выше, чем у тех, кто ездит по сельским дорогам.
Считается, что громкая музыка улучшает реакцию — на деле она отвлекает и снижает концентрацию.
Первые правила дорожного движения в России появились в 1909 году и состояли всего из пяти пунктов.
В 1960-х годах начали активно внедряться первые светофоры с автоматическим управлением.