Такое открытие напоминает: под слоем пыли в гаражах до сих пор могут скрываться настоящие сокровища советской техники.
В мире ретротехники иногда случаются настоящие сенсации. Так, в одном из гаражей Тулы спустя десятилетия обнаружили мотоцикл "Иж-Юпитер-3" 1979 года выпуска. Машина простояла более 45 лет в идеальных условиях, и на ее одометре — всего 333 километра.
Этот байк — не просто транспорт, а часть истории советского мотопрома. Лазурный голубой оттенок был фирменным для "Ижмаша" в 70-е годы. Именно в этот цвет окрашивали и автомобили "Иж-Комби", и грузовички Иж-2715. Сохранившийся в музейном виде экземпляр теперь пополнил коллекцию Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов.
13 сентября на "Ретропараде" в Москве энтузиасты впервые увидели находку. Впечатление усиливал тот факт, что мотоцикл выглядит так, словно только что сошел с конвейера.
Производство третьего поколения "Юпитеров" стартовало в 1971 году и продолжалось до 1981-го. За десятилетие модель успела пройти два этапа модернизации. Именно "тройка" сняла с ижевских мотоциклов клеймо ненадежных и сырых машин: качество улучшилось, конструкцию переработали, а двигатель стал мощнее почти на треть.
Двухцилиндровый мотор объемом 347 куб. см выдавал 25-27 л. с. Максимальная скорость достигала 120 км/ч, а расход топлива укладывался в 5,5 литров. Для своего времени это был весьма достойный результат.
Главное преимущество "Юпитера-3" — баланс: надежность, красивый дизайн и умеренный расход топлива. При этом оставались нюансы. Электрооборудование работало на 6 вольтах, поэтому свет фары был заметно слабее, чем у более современной "Планеты" с 12-вольтовой системой.
Несмотря на это, за 10 лет было выпущено более миллиона "Юпитеров-3", и они стали одними из самых популярных мотоциклов СССР.
| Параметр | Плюсы | Минусы |
|---|---|---|
| Двигатель | 25-27 л. с., скорость до 120 км/ч | Требовал ухода, слабая тяга на низах |
| Экономичность | До 5,5 л/100 км | Чувствительность к качеству бензина |
| Конструкция | Доработанная и надежная | 6-вольтовая электрика |
| Доступность | Массовый выпуск, простые запчасти | Не такой престижный, как редкие модели |
| Характеристика | Юпитер-3 | Планета |
|---|---|---|
| Двигатель | 2 цилиндра, 347 куб. см, 25-27 л. с. | 1 цилиндр, 346 куб. см, 18 л. с. |
| Электрооборудование | 6 В | 12 В |
| Максимальная скорость | 120 км/ч | 105 км/ч |
| Уход и надежность | Требовал внимательного обслуживания | Более неприхотливый |
В 70-е годы СССР активно развивал мотопром. "Юпитер-3" стал символом эпохи, когда мотоцикл был не роскошью, а массовым транспортом. Его массовость и простота сделали его любимцем студентов, военных и сельской молодежи.
Ошибка: использовать старый бензин.
Последствие: детонация, перегрев.
Альтернатива: только свежий 92-й.
Ошибка: хранить в сыром гараже.
Последствие: коррозия.
Альтернатива: сухое помещение, консервация.
Ошибка: ставить современные детали без учета оригинала.
Последствие: потеря ценности для коллекционеров.
Альтернатива: искать оригинальные советские запчасти.
…"Юпитер-3" снова пустить в серию как ретро-модель? Вероятно, он нашел бы поклонников среди любителей классики, как это сделали Triumph или Jawa.