С 2026 года в Казахстане вступают в силу новые жёсткие ограничения на движение тяжеловесных самосвалов. Под запрет попадают все автомобили этого типа, чья масса превышает допустимые нормативы. Согласно новым правилам, не только перевозчикам, но и магазинам, компаниям и другим получателям грузов запрещается принимать продукцию, доставленную на таких транспортных средствах. За нарушение вводятся серьёзные санкции: от внушительных штрафов до расторжения контрактов на недропользование и отзыва лицензий.
Основанием для нововведений стал законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перевозки пассажиров автомобильным транспортом". Министерство транспорта уточнило, что сам запрет действует уже с 2023 года, но до 2026 был предусмотрен переходный период, позволяющий бизнесу адаптироваться. Теперь начинается этап жёсткой ответственности.
В документе подчёркивается, что с начала 2026 года самосвалы, масса которых превышает норматив в 12 тонн (даже без груза), не смогут передвигаться по дорогам общего пользования и улицам населённых пунктов. Под определение попадают автомобили с механически поднимающимся кузовом, предназначенным для самосброса груза. Запрещается как движение перегруженных машин, так и сама погрузка товаров в такие транспортные средства.
Кроме запрета на перевозку тяжёлых грузов изменения внесены в Закон "О недрах и недропользовании". Теперь если компания дважды за год нарушит новые правила, её контракт на недропользование подлежит расторжению, а лицензия будет отозвана. Недропользователи обязаны регулярно отчитываться о соблюдении требований, а контроль усилится по всей логистической цепочке.
Новая редакция закона возлагает ответственность и на грузоотправителей. Они обязаны проводить взвешивание груза до погрузки, опломбировать транспорт и выдавать водителям специальные сертификаты, подтверждающие вес. Даже если самосвал пуст, но его собственная масса превышает допустимую норму, его эксплуатация также будет считаться нарушением.
Министерство транспорта подчёркивает, что инициатива направлена на защиту дорожной инфраструктуры. По данным ведомства, около 35% грузового автотранспорта — это самосвалы, вес которых часто превышает норматив ещё до загрузки. В год фиксируется примерно 25 тысяч случаев повреждения дорог, причём более 60% из них вызваны именно такими машинами. Новая система контроля должна значительно снизить уровень разрушения покрытия и снизить расходы бюджета на его ремонт.
Таким образом, Казахстан готовится к серьёзным изменениям в сфере логистики и транспортных перевозок. Под удар попадают не только водители и компании-перевозчики, но и весь сектор недропользования, торговли и строительства. Власти подчёркивают, что только коллективная ответственность всех участников позволит сохранить дороги и обеспечить безопасность движения.
Уточнения
Казахста́н — государство в Центральной Азии и в Восточной Европе.