Кажется, по улицам Москвы всё ещё носятся машины самых диковинных форм — в этом заслуга китайских брендов, которые, как грибы после дождя, заполонили витрины дилеров. Однако за внешним изобилием скрывается тревожная картина. И дело не в эстетике — а в цифрах и логике рынка. Эксперты, участники проекта "Автомобиль года в России", говорят о нём с опасением: спрос падает, дилеры работают на грани рентабельности, а рынок сжимается до предела.
Прогнозы по продажам новых легковых автомобилей варьируются от 1,25 до 1,49 миллиона штук. На фоне этого дилеры открыто признают: маржа не превышает 5-6%, при этом продажи массовых моделей китайского происхождения не покрывают расходов. Обвал в марте — минус 45% в легковом сегменте и минус 60% в грузовом — назван рукотворным. Огромный утильсбор, бешеные кредиты под 21% и административные барьеры отбивают желание покупать.
"АвтоВАЗ" бодро рапортует о сотнях тысяч выпущенных автомобилей. Но нужен ли такой объём, если машины оседают на складах? Перевод чиновников на "лады" не спасёт. Как показал опыт "Москвича", даже административный ресурс не гарантирует роста продаж — в первом квартале 2025 года они просели на 25%.
Да, автомобили стареют. Но причина не только в бедности. Социолог Роман Бумагин приводит интересные данные: большинство опрошенных не меняют машину, потому что их всё устраивает. И только четверть указала на отсутствие денег как главный барьер. В итоге Бумагин предложил даже специальный "индекс ржавчины" — как отражение возраста и состояния машин в стране.
Всё больше россиян просто не хотят владеть машиной. Каршеринг, такси, самокаты - альтернатива есть. Молодёжь не спешит покупать и тем более содержать авто. Рынок теряет не только покупателей, но и смыслы — автомобиль перестаёт быть символом свободы и статуса. И пока политики и бизнес рассчитывают бюджеты, общество уже живёт по другим правилам.
Уточнения
Автомоби́ль — моторное безрельсовое дорожное и/или внедорожное, чаще всего автономное, транспортное средство, используемое для перевозки людей и/или грузов, обычно имеющее не менее четырёх колёс.