Советский Союз славился не только ракетами, танками и балетом.
Иногда инженерная мысль заходила так далеко, что результат был одновременно гениальным и… слегка безумным. Именно таким был ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ЛОКОМОТИВ — не шутка, а реальный проект, ревущая стальная махина, по-настоящему катавшаяся по рельсам.
Казалось бы, зачем ставить реактивный двигатель от самолёта на локомотив? Но в СССР на вопрос "зачем" часто отвечали: "А почему бы и нет?".
О чём речь
В 1970-х годах в СССР на базе дизельного локомотива ТЭ3 был создан опытный реактивный поезд. С него сняли часть оборудования и установили… два турбореактивных двигателя от истребителя МиГ-19. Тот самый самолёт, который мог нестись на скорости более 1 100 км/ч — а теперь его сердце билось в железнодорожном корпусе.
Цель: эксперимент. Исследователи хотели понять, можно ли значительно ускорить железнодорожное движение за счёт авиационных технологий. Да и почему бы не попытаться обогнать всю планету на рельсах?
Характеристики "реактивного ТЭЖа"
А что получилось?
Реактивный локомотив действительно поехал. Он ревел, дымил и ускорялся, превращая поездку в кинофильм о победе науки над здравым смыслом. Он показал: да, можно. Но есть нюансы:
Зачем это нужно было?
Почему остановились?
Ну, реактивные двигатели, мягко говоря, не созданы для железных дорог. Они дороги, громоздки, требуют идеального обслуживания и создают нагрузку, которую выдержит разве что асфальтированное небо. Проект закрыли. Но он остался легендой.
Реактивный локомотив — не миф. Он был, ездил и пугал окрестных коров. Это инженерное сумасшествие в стиле "а что если?" — типичный пример того, как в СССР мечтали рвануть в будущее, не всегда глядя на расходы. Да, это было нерационально. Но чертовски эффектно.