На акт терроризма россияне ответили как обычно — ледяной невозмутимостью

Жители России умеют сохранять полную невозмутимость даже в самых экстренных ситуациях. И это в полной мере проявилось после теракта в Петербурге, пишет журналист Der Spiegel Кристиан Штокер.

Автор статьи смог убедиться в этом лично, находясь в день теракта в северной столице России. По его впечатлениям, люди не позволили себя запугать, повседневная жизнь города не изменилась, несмотря на скорбь по погибшим и остановленные поезда. Вероятно, это и есть лучший способ борьбы с терроризмом — не позволять себя терроризировать, полагает Штокер.

Группа студентов, с которой в Петербург приехал автор статьи, прибыла в город вскоре после теракта. Но девушка, встречавшая их, совершенно невозмутимо делала все, что было положено. "Внешне совершенно спокойно" она сообщила гостям, что метро закрыто, а затем просто вызвала такси.

Но при этом эта русская девушка уже знала, что всего за полчаса до этого на той самой ветке, где не ходят поезда метро, произошел взрыв, в результате которого 14 человек погибли и свыше 50 были ранены. Потом она призналась, что решили увести немецкую группу подальше от места событий, чтобы не вызывать панику. О произошедшем теракте гости Петербурга узнали по срочным сообщениям из собственной страны: новость за считанные минуты преодолела расстояние от России до Германии и обратно.

Может показаться, что международный терроризм выигрывает от того, что новости о любом теракте в большом современном городе стремительно облетают мир. Неважно, в Париже, Орландо, Брюсселе, Ницце, Лондоне, Стокгольме или Санкт-Петербурге — значительная часть современного индустриального мира почти неизбежно принимает участие в действиях преступников. Привлечь внимание — вот цель, которую террористам сейчас, казалось бы, достичь намного проще, чем десять или двадцать лет назад.

Однако они добиваются все меньших успехов, если говорить о распространении страха и ужаса. По впечатлениям немецкого журналиста, даже в день теракта население города сохраняло невозмутимость, как и встречавшая их студентка. В последующие дни в Петербурге группа из Германии видела людей, которые осматривали произведения искусства, смеялись, праздновали, спорили, работали и гуляли.

"Разумеется, теракт не был забыт, но он не довлел ни над повседневной жизнью, ни над мышлением людей", — подчеркивает Кристиан Штокер.

"Мы, русские, привычны к горю", — сказала гостям из Гамбурга доцент журналистики. Конечно, город скорбит о жертвах, а закрытие всего петербургского метрополитена в этот день доставило людям много неприятностей. Однако горожане слишком заняты решением практических проблем, чтобы позволить себе поддаться панике из-за теракта вроде этого, отмечает немецкий журнал.

Такое самообладание связано не только со знаменитой "русской невозмутимостью", считает автор статьи. Перестают поддаваться страху и жители других городов — Лондона или Берлина. Люди отказываются подчиняться страху, и такая тенденция будет сохраняться и дальше, уверен Штокер.

С его точки зрения, это не стратегическая, а инстинктивная линия поведения: "И всё же это, вероятно, лучший способ борьбы с терроризмом: не позволять себя терроризировать". Потому что в этом случае проигрывают террористы, заключает Der Spiegel.

Напомним, 3 апреля в Санкт-Петербурге между станциями метро "Сенная площадь" и "Технологический институт-2" произошел взрыв, в результате которого погибли 14 человек, 49 пострадали.

От второго взрыва килограммовой бомбы с поражающими элементами всех спас сотрудник Росгвардии, находившийся на месте обнаружения сумки со взрывным устройством-огнетушителем. После того как бдительный дежурный по станции обнаружил подозрительную сумку, росгвардеец, не дожидаясь приезда саперов и обладая знаниями по минно-взрывному делу, провел разминирование взрывного устройства прямо на станции.

По рассказам очевидцев, пассажиры взорванного вагона метро не поддались панике, не бежали в страхе: они помогали потерпевшим — тем, кто сам не мог выйти на перрон.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

 

Обсудить