Канун поста: Страшный суд — Суд милости?

Грядет сырная, мясопустная неделя — Масленица. Последняя перед Великим постом. По традиции, на ней отрываются вовсю — народ отправляется на массовые гуляния, объедается блинами и весело проводит время. До благочестия ли тут? Но в церковном календаре третья подготовительная седмица перед Постом носит суровое название — "неделя о Страшном суде"…

Последняя неделя перед Великим постом — пожалуй, одна из самых ярких иллюстраций того, как расходятся пути народного и церковного благочестия. Чисто по-человечески очень понятны масленичные гуляния, блины и веселье: впереди длинный и тяжелый Великий пост, вот и пытаются люди и налакомиться, и наразвлекаться аж на шесть недель вперед. Но предваряет Масленицу евангельское чтение, которое вовсе не настраивает на разудалый лад. Напротив, церковь все настойчивее призывает каждого вспомнить о грехах, не развлекаться, не тратить время впустую и не уповать беспечно, что "Бог всех спасет" без малейших человеческих усилий.

Третья подготовительная седмица носит название "неделя о Страшном суде". Ее цель — напомнить христианам, что в конце истории случится Второе пришествие Иисуса Христа и каждый даст Ему отчет о своей жизни. И каждый услышит над своей головой последнее решение Сына Божьего о своей судьбе.

На воскресной литургии в церкви читается отрывок из 25-й главы Евангелия от Матфея, рассказ Христа о том, как он будет вершить последний суд, как отделит овец из козлищ: "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную"…

Читайте также: Неделя о блудном сыне: возвращение домой

Страшный суд… От одного названия мурашки бегут по коже. О том, что случится, когда Сын Божий вновь придет в мир, но уже не в "рабском зраке", а во славе, писал не только евангелист Матфей, но и Иоанн Богослов, посвятивший этому событию изрядную часть своего Откровения. Страшный суд — звучит мрачно и торжественно, навевает страх и трепет: ведь все-все праведники и грешники от начала человеческой истории воскреснут и услышат приговор. Но какой? Логика подсказывает: раз Страшный суд — значит, суровый приговор. Ведь иначе не назвали бы Страшным…

Но что такое суд Божий? Об этом немало говорил сам Иисус, беседуя с учениками и приходящими к нему учителями израильскими. И в первую очередь Христос говорил о том, что… не будет судить мир.

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него", — это, может быть, самые известные слова из всего Нового Завета. Но что же получается: Сын Божий противоречит сам себе? Ведь в Евангелии от Матфея он однозначно обещает: суд будет, и кое для кого приговор будет ужасен.

Но не Господь повинен в том, что для кого-то из человечества вечность исполнится мукой. Христос пришел в мир, чтобы спасти его, но не для всех спасение и близость к Богу — счастье:

"Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны".

Выходит, что на Суде Божьем не будут зачитываться обвинения и приговоры. В том нет нужды: сам воскресший человек перед лицом Сына Божьего почувствует или радость, или горечь от того, что всеего дела вдруг стали явны. И с этим ощущением он и войдет в вечность. Только дела человека обличат его и склонят чашу весов на ту или иную сторону. И уж точно не Бог уронит последнюю гирьку на ту чашу, которая склоняется ко тьме… Напротив, Господь сделает все, чтобы спасти как можно больше людей.

Читайте также: Бог не кидается с крыши ради атеистов

"Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну"… А это значит, что в конце истории мы предстанем не перед непостижимой ипостасью Отца, а перед ликом Того, Кто стал человеком, пришел и жил среди нас, и умер за нас мучительной смертью, чтобы спасти всякого, кого только можно. Нас будет судить Тот, чье явление открыло миру, что Бог есть Любовь… "Он и на Страшном Суде не хочет наказывать. Он будет миловать, миловать, миловать… И оправдает всякого, хоть бы малая возможность была", — с глубоким убеждением писал святитель Феофан Затворник.

Конечно, предстать перед лицом Бога Живого, увидеть свои грехи как наяву — жутко, страшно и стыдно. Но эти понятные, вполне закономерные чувства побеждаются другим — любовью к Богу и бесконечной радостью от встречи с ним.

В XII веке армянский поэт, святой Григор Нарекаци так выразил стремление к Богу души, сознающей свои грехи, но любящей Творца:

"Мне ведомо, что близок день суда,

И на суде нас уличат во многом…

Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?

Где будет суд? — Я поспешу туда!

Я пред Тобой, о, Господи, склонюсь,

И, отрешась от жизни быстротечной,

Не к Вечности ль Твоей я приобщусь,

Хоть эта Вечность будет мукой вечной?"

О том, что Страшный суд будет на самом деле Судом милости, писали и другие святые. Например, Иоанн Дамаскин призывал не считать Бога справедливым, ибо его милосердие превосходит всяческую справедливость. Да и странно думать, что Даритель Жизни своей волей отправит на вечную гибель одно из творений, которое еще можно спасти, еще можно ввести в жизнь вечную. "Хотением не хочу смерти грешника, но чтобы обратился и жил", — говорит еще в Ветхом Завете Господь.

Читайте также: Канун поста: неделя о мытаре и фарисее

Только это, безусловно, не значит, что можно забить на собственное спасение и бездумно транжирить жизнь, потребительски уповая на то, что Господь спасет. Мол, это самому Господу нужно — спасать, вот пусть и вытаскивает. При всей своей бесконечной любви к человеку Христос не сможет войти в душу, искренне не призывающую его, потому что бережет свободу воли каждого. И, когда на последнем суде люди, не желавшие его знать всю жизнь, не любившие его и не звавшие, будут уверять, мол, "мы Твои", — ему придется горько ответить: "Нет. Отойдите от меня, беззаконники".

Ибо Царствие Небесное не может быть только снаружи души, не может только обволакивать ее, не затрагивая сердцевину. Сколько угодно можно обманывать себя и других при жизни, совмещать видимое благочестие и привязанность ко греху, но в конце концов тайное станет явным. И, читая отрывок про Страшный суд, церковь призывает каждого поглубже заглянуть в себя и честно ответить: есть ли в сердце любовь к Богу, покаяние и желание быть с ним. Потому что, если таких чувств внутри человека нет, то встреча с Творцом станет для него действительно страшной…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Война памятников: они и мы
Почему Китай не спешит подписать торговое соглашение с ЕАЭС?
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
Аналог Царскосельского лицея для одаренных детей появится в Ленинградской области
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Командование эсминца "Фицджеральд" осталось без работы из-за "потери доверия"
Ту-160 "Белый Лебедь"
Москвич откусил ухо дворнику Махмуду за жену с собачкой
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать