Мимо Украины: рычагов давления на Россию становится меньше — Владимир ЕВСЕЕВ

Строительство железной дороги на участке Журавка — Миллерово в обход территории Украины приближается к своему завершению. Об этом рассказал заместитель главы Министерства обороны Российской Федерации генерал Дмитрий Булгаков. По словам Булгакова, процесс строительства уже находится на заключительном этапе, а значит, железнодорожные войска сумели в очередной раз показать высокий уровень профессионализма и мастерства при выполнении поставленных задач. Ранее генерал также рассказывал, что рабочее движение на данном участке железной дороги будет открыто уже в следующем месяце. Изначально решение о строительстве железной дороги в обход территории соседней Украины для составов, следующих из центральных районов России в южные регионы, было принято российскими властями в начале позапрошлого года. Чем, кроме последних действий киевских властей, могла быть обусловлена необходимость этого проекта? Действительно ли он реализуется в полном соответствии с графиком? Насколько эффективной будет его реализация с точки зрения обеспечения транспортной безопасности страны? Насколько экономически обоснованным будет его существование в случае нормализации отношений с Украиной? Об этом "Правда.Ру" побеседовала с заместителем директора Института стран СНГ Владимиром Евсеевым.

— Военные рапортуют о завершающем этапе строительства железной дороги в обход Украины. Что это за проект и как идет реализация? Как завершение строительства скажется экономически и политически на российско-украинских отношениях?

— Суть проблемы заключалась в том, что ранее при движении поездов в сторону Крыма наблюдалось пересечение украинской территории. Как только возник украинский кризис — это стало рычагом давления для Украины. Поэтому было принято решение постройки обходного пути, чтобы поезда шли исключительно по территории России, включая пересечение Керченского пролива.

Российская железная дорога на украинской территории позволяла давить на Россию многоаспектно. Например, киевские власти могли делать вид, что ничего не знают, но пассажиры, которые следуют в этих поездах, могли подвергаться нападению со стороны бандформирований "Правого сектора". Люди, естественно, боялись ездить на этих поездах. Большие проблемы возникали постоянно для мужского населения. Потому что каждый мужчина, который едет через территорию Украины, практически сразу становился подозреваемым: либо ополченцем, либо сотрудником спецслужб. Их часто арестовывали прямо во время транзита.

Киев не стеснялся в выражении неприязни, давил прямо и косвенно. Поэтому были в срочном порядке привлечены железнодорожные войска; именно их направили для строительства. Было запущено строительство объездного пути. А с момента, когда он будет запущен, исчезнет еще один ресурс давления на РФ. Это, я считаю, крайне важно, чтобы Россия могла более уверенно отстаивать собственные национальные интересы.

Киев постепенно и планомерно теряет рычаги давления, которые у него были. Например, поставка воды в Крым, поставка электричества. С блокадой Крыма у Украины не ладится. И один из элементов нашей антиблокадной политики — перенаправление поездов по территории РФ.

Еще важно отметить, что постепенно начинается смыкание и шоссейных дорог, совсем скоро мост через Керченский пролив будет действовать. Таким образом, Украина теряет последние шансы реально повлиять на ситуацию. Остался только природный газ. Но и по газу сокращаются объемы транзита. Сейчас многое определяется перспективами "Северного потока-2". Как только его построят, то это вместе со строительством "Турецкого потока" значительно ослабит необходимость участия Украины в качестве транзитера. России же газовое сотрудничество с ней хотелось бы свести к нулю.

— Этот стратегический объект обеспечивает транспортную безопасность России, а если отношения с Украиной восстановятся, то новая дорога останется рентабельной?

— Она всегда останется нужной как запасная дорога, как резервная. Но я как военный эксперт не вижу пока возможности нормализации ситуации с Украиной в ближайшее время. Сужу по всему происходящему. Быстро тут не наладить, слишком далеко все зашло. Поэтому я думаю, что эта дорога будет востребованна.

— Новая дорога как-то может повлиять на ситуацию с блокадой Донбасса?

— Понятное дело, что проблема Донбасса и Крыма — это несколько разные проблемы. Они напрямую не связаны, потому что Крым является частью российской территории, и его обеспечение — это приоритет. Донбасс — это для российской стороны украинская территория. Киев блокирует и обстреливает Донецк и Луганск — части своей собственной страны. Это разные форматы обсуждения, разные санкции. Но на Донбассе русские люди. Поэтому новая российская железная дорога просто делает наши руки более свободными в плане диалога с Киевом, в том числе и по Донбассу.

Беседовала Татьяна ТРАКТИНА

Автор Татьяна Трактина
Татьяна Трактина — музыковед, журналист, корреспондент, руководитель службы интервьюеров Правды.Ру *
Обсудить