В чем связь между Израилем, Курдистаном и чернокожими евреями Эфиопии

Чем вызваны участившиеся межэтнические конфликты в современном мире — в частности, на Балканах и Ближнем Востоке? Откуда в Эфиопии евреи? Процесс создания Курдистана и Израиля: какие сходства и различия? Об этом в прямом эфире видеостудии "Правды.Ру" рассказал известный политолог и публицист Евгений Бень.

До сих пор остаются очень серьезной и актуальной проблемой сербско-хорватские отношения. Хорватия в 1989 году заявила о том, что она хочет выйти из состава Югославии, потом через два года начались кровавые события — столкновения полицейских с повстанцами. Теперь уже все как бы свободны, независимость получили. Вопросы только, от чего и какой ценой. Чего же им не хватало? По сути — один южнославянский народ, один общий язык… В чем проблема?

— Межэтнические отношения вообще существуют во всем мире, все человечество соткано из межэтнических отношений. И они всегда связаны, конечно, с формированием, развитием государственности и государств. А история с сербами и хорватами началась примерно полторы тысячи лет назад. Многие столетия они были дружественными народами. Всемирный собор разделил христиан на православных и на католиков, сербы стали православными, а хорваты — католиками, но даже это не привело к таким серьезным противоречиям между ними.

Дело в том, что их объединяло на протяжении многих, многих столетий противостояние Османской империи, Востоку. Хорваты оказались под юрисдикцией вначале Венгрии, потом Австро-Венгрии, потом Габсбургской монархии, а сербы попали под иго Османской империи. И это не внесло существенных противоречий в отношения между сербами и хорватами в то время, поскольку сербы были заняты борьбой за независимость против османского ига, а хорваты поддерживали их в этом противостоянии.

И так продолжалось очень-очень долго. Только в середине XIX века в Сербии стали формироваться панславистские настроения: сербы во главе большого славянского государства — такая идея была. А у хорватов в свою очередь возник очень жесткий контраргумент. Хорватский историк Анте Старчевич говорил об истории хорватского народа вплоть до того, что он признал хорватов в известной степени анемичными славянами, а сербов назвал пришлым народом.

Усташи во время Второй мировой войны стали говорить даже о своих готских корнях…

— Вот это как раз идет от Старчевича и его сподвижников. Вторая мировая война действительно продемонстрировала полное отсутствие взаимопонимания между большей частью сербов и значительной частью хорватского населения. Хорватское движение усташей уничтожило восемьсот тысяч сербов, евреев и цыган.

В свою очередь сербы положили на алтарь победы во Второй мировой войне сотни и сотни тысячи жизней, этот народ противостоял фашизму как никакой другой в Европе, и сделал все для того, чтобы уничтожить вирус фашизма в Европе — пусть даже ценой своего живота. И это, конечно, стало причиной очень тяжелого и страшного разлома между сербами и хорватами.

Иосиф Броз Тито сумел объединить сербские и хорватские народы на протяжении десятилетий, хотя противоречия были достаточно серьезные. Потом его не стало, накапливались проблемы, проводилась целенаправленная работа на подрыв страны, и в 80-90-х годах начались все эти события…

А на сегодняшний день какова там ситуация, конфликт исчерпан?

— На сегодняшний день у этих стран нет друг к другу территориальных претензий, отношения дипломатические поддерживаются. Остается только ждать. Должны пройти, наверное, годы и годы, чтобы исторические обиды забыть, залечить эту боль.

В Курдистане, на территории Ирака, скоро будет референдум. Израиль тоже сравнительно недавно прошел путь создания своего государства с большими трудностями. Какие ошибки Израиля курды не должны повторять, а что могут позаимствовать?

— Курды существуют, как минимум, две тысячи восемьсот лет. Скорее всего, по наиболее авторитетным гипотезам, этот народ был частью древнееврейского народа и вышел из Израиля. Сейчас курды придерживаются самых разнообразных религиозных конфессий, среди них есть все: сунниты, шииты, езиды, православные и курды-католики, зороастрийцы, иудеи…

Еще феномен заключается в том, что нет единого курдского языка. Есть четыре основных диалекта и еще целый ряд маленьких поддиалектов. И все же курды, потеряв единое вероисповедание и язык, долгое время разделенные границами разных государств, каким-то невероятным образом умудрились сохранить свое единство. Если курд видит курда, как ты сам говорил, на расстоянии даже пятидесяти метров, он каким-то невероятным нюхом понимает, что это — курд, даже если он совсем с другого конца света.

Конечно, референдум в Иракском Курдистане даст положительный результат. Дальше возникнут сложности с признанием или непризнанием ООН. Но на мой взгляд, процесс образования курдского государства — в силу самой энергии этого очень специфического и уникального народа — необратим. Рано или поздно курдское государство, я думаю, будет существовать.

Вашими устами — да мед пить….

— Это просто экономически закономерный процесс. Опыт создания Израиля, конечно, пригодится. В этом государстве живут люди из совершенно разных стран и весей, со всего мира. Европейских евреев там очень-очень мало сейчас, в основном это — выходцы из разных восточных стран. Израиль — это страна, которую поставили на плавильный котел, чтобы возник, по сути, новый народ.

И этот плавильный котел дал совершенно поразительные вещи. В результате получается, что в Израиле создано еврейское государство, но того единства, которое декларируется, которое является такой желаемой моделью, на самом деле нет. Очень много внутренних противоречий, сложных проблем во взаимоотношениях выходцев из разных стран. Очень сложно происходит формирование нового человека.

Курдам надо очень серьезно разрабатывать свою доктрину национального государства, самоидентификации и государственности. Она должна быть новым словом, потому что наступило новое время, и нельзя ориентироваться на пройденные раньше другими пути. Мы живем в XXI веке, в очень сложном глобальном мире, когда национальная и государственная самоидентификации находятся в сложных отношениях с идеей глобализации.

Они вызревают повсеместно. Мир меняется. Здесь как раз мне думается, что курдский народ куда более един, чем евреи. Если его элита, интеллигенция смогут соединить усилия всех людей и найти нишу для своего такого сложного, многообразного и одновременно фантастически единого народа, то все получится.

Автор Икбаль Дюрре
Икбаль Дюрре — курдский политолог, кандидат исторических наук, политический обозреватель Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Обсудить