"Север — Юг": Россия проложит путь в Индию

Каковы перспективы развития Международного транспортного коридора (МТК) "Север — Юг", который должен соединить Северную Европу с Индией и составить серьезную конкуренцию Суэцкому каналу? Как коридор повлияет на политическую карту региона? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал генеральный директор Делового Центра экономического развития СНГ Владимир Савченко.

Что вообще такое транспортный коридор?

— Понятие транспортных коридоров родилось не так давно. Транспорт — особая отрасль экономики, затрагивающая и машиностроение, и финансы, и новые технологии. Упрощенно, коридор — переход из одной точки в другую. И на этом переходе, на этом векторе развивается вся жизнеобеспечивающая экономика. В логистических центрах с одного вида транспорта товар перебрасывается на иной: железнодорожный, автомобильный, воздушный, речной, морской… Еще так обычно проходит и трубопроводный транспорт: газопроводы, нефтепроводы, есть даже воздуховоды.

Структуры, где в логистических центрах или терминалах товар перемещается с одного вида транспорта на другой, называются хабами. Развитие хабов сейчас — весьма актуальный вопрос. Сегодня в числе лидеров здесь Китай из-за первенства по вывозу продуктов. При этом по ввозу это вторая страна в мире, а по так называемым прямым инвестициям она вышла на третью позицию.

— Первое место по ввозу продукции занимают США?

— Верно. И китайцы там имеют большие долги по завозимым товарам. Именно поэтому в последнее время транспортными коридорами Китай занимается активно, есть даже понятие — Шелковый путь, Новый шелковый путь. Один пояс — один путь, который объединяет все направления. Китай поставил себе задачу одновременно развивать Север и Запад, чтобы разнопланово совершенствовать всю свою экономику, для чего необходим потребитель. Потому Китай начал активно развивать транспортные коридоры, вкладывать деньги в Киргизию, Туркмению, Казахстан, Армению.

Мы со своей стороны в советский период строили Транссиб, наши азиатские регионы получили доступ к транспортным артериям. А обретя самостоятельность, бывшие союзные республики продолжают движение вперед. И вот с помощью Китая и Российской Федерации там активно начали развиваться транспортные пути.

Сегодня есть программа по развитию инвестиций в Казахстане, построены дороги, выход к Каспийскому морю получили Узбекистан и Киргизия. Совершенствуется система морского транспорта на Каспии. Министерство транспорта России начало серьезно заниматься развитием пути "Север — Юг". В 2010 году в Деловом центре проходил на эту тему международный экономический форум стран СНГ с участием заместителей глав правительств.

— Можете привести примеры наиболее успешных и известных транспортных коридоров?

— Их довольно много. Коридор ТРАСЕКА начал разрабатываться в Азии в 1960-е годы. Он шел по СССР, но мимо России. Хотя Советский Союз распался, ТРАСЕКА развивали очень активно, потому что он проходит через СНГ, через ряд стран, богатых углеводородами — Узбекистан, Казахстан, Туркменистан. Китай активно подключился: нефтепровод из Казахстана в Китай — это тоже транспортный коридор. Еще действует газопровод из Туркмении в Китай. Вспомним и великий транспортный коридор — наш Транссиб длиной более 10 тысяч километров. Он начинается в Европе, продолжается сквозь всю Россию на Дальний Восток, а дальше идет в Монголию, Корею и Китай. Китайцы сейчас активно стали разрабатывать морские транспортные коридоры. Они участвуют в развитии пути Север-Юг, который проходит в основном через Россию от Европы до Австралии. Это структура уже действующая.

— В большом пути проблемы неизбежны?

— У нас сегодня, к сожалению, преобладает монопольный подход. При составлении программ чиновники выбирают участников процесса волюнтаристскими методами. А мы должны прийти к системности, в том числе и в транспортных стратегиях.

— Есть уже много действующих и запускающихся проектов транспортных коридоров: "Север — Юг", новый Великий Шелковый путь, Севморпуть… Надо их все понемногу развивать или сконцентрироваться на каких-то отдельных?

— Мы в силах развивать их все, и не понемногу, а весьма активно. Это касается и Северного морского пути, и модернизации Транссиба. Новый путь будет проходить через Россию, Казахстан, Белоруссию в Германию. Создана программа, где решаются в том числе тарифные вопросы. Глава нашего государства придает большое значение этим проблемам, назначил своего представителя. Россия — страна мощная, и все вопросы решаемы, только нужно видеть цель, стремиться к ней ответственно и компетентно.

— От участия в транспортных коридорах мы рассчитываем иметь дивиденды как транзитная держава или активизировать собственный экспорт, импорт?

— Все вместе. Это затрагивает такие вопросы, как транзит, как развитие машиностроения, как создание рабочих мест, как товарно-денежное обращение, как внедрение новых технологий, включая IT, электронный проход, учет товара, в том числе, использование ГЛОНАСС. Cистема охватывает огромный спектр вопросов развития.

Сейчас доставка и перевалка осуществляется в основном модулями. Модуль снимается с машины, контейнер снимается с самолета — и поехали. Взять, к примеру, голландский амстердамский хаб — самый крупный, самый всесторонний в мире, он перевозит не только огромный объем грузов, но также и лошадей, кур, каких-то любимых собачек…

— А все-таки в международном плане мы рискуем опоздать, если будем медлить? К примеру, когда Транстихоокеанское партнерство и китайские проекты заработают в полной мере? Может в итоге Россия остаться не у дел?

— Мы здесь немного уже опоздали. Развитие всех экономических подходов свидетельствует, что страны, которые не найдут свое место в мировой экономике, просто будут под чьим-то влиянием. Но у России, кроме риска, есть еще и преимущества, с которыми сегодня одни вынуждены считаться, другие же, сознавая эти преимущества, пытаются Россию куда-то задвинуть, отодвинуть, унизить. И все-таки наша судьба — в наших руках.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала Лейла Мамедова

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Альтернатива Суэцкому каналу – новый путь "из варяг в индусы"

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой

Скандально известной судье Краснодарского краевого суда Елене Хахалевой велено писать заявление об отставке, заявил в своем очередном видеообращении бывший судья Хостинского районного суда города Сочи Дмитрий Новиков.

СМИ сообщили об отставке «золотой судьи» Хахалевой
Комментарии
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Кто поставил истуканов: ученые разгадали тайну острова Пасхи
Перепись вассалов: почему Россия отвергла план Трампа
Папа Римский: за педофилию среди священников Церковь взялась слишком поздно
Шуру и Надежду Бабкину объявили угрозой Украине
Иисус Христос - отец двух малышей
Эксперт разгадал загадку "небывалого товарооборота" Украины и США
Папа Римский: за педофилию среди священников Церковь взялась слишком поздно
Еще одна учительница сядет за секс с учениками. Пожизненно
Мадрид в бешенстве: Барселона разыгрывает крымский сценарий
ГД не поддержала предложение отбирать мандаты у депутатов за прогулы
Три типа матерщинников: кто по-настоящему опасен?
Тайный план США по спасению империи
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
"Выкорчевать заразу": Каспаров поставил России условие
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
80 млн долларов на "войну": как раскручивают "майдан" в России
Выбор всегда есть: немцы хотят заменить Меркель Путиным
Необычная неделя: Голливуд против РФ, "Калашников" под прицелом
ГД не поддержала предложение отбирать мандаты у депутатов за прогулы