Онлайн-торговля в РФ: бег с препятствиями

Россию ждет бурный рост онлайн-торговли. Эксперты Европейской ассоциации дистанционной торговли прогнозируют, что уже через два года данный рынок в РФ станет одним из крупнейших в Восточной Европе. А через десять лет и вовсе удвоится. Сейчас в год по России пересылается около 200-250 миллионов посылок, а к 2023-му их число может достигнуть 500 миллионов.

Онлайн торговля всего лишь один из видов дистанционной, но в последние годы он становится не то, что основным ее видом, но вообще едва ли не единственным. Сама дистанционная торговля возникла более века назад. Долгие десятилетия люди посредством нее заказывали товары из газет, журналов и специальных каталогов. В последний десяток лет ситуация резко изменилась. Львиную долю дистанционных заказов люди стали делать через Интернет. В настоящий момент понятие дистанционной торговли стало практически синонимично понятию онлайн торговли.

В России торговля через Интернет пока не так популярна как в западных странах. Отчасти причиной тому является то, что россияне вообще медленно осваивают глобальную сеть. И даже после того, как получают к ней доступ, еще какое-то время осваиваются в новом пространстве. По данным PayOnline, чаще всего российские пользователи начинают совершать в сети покупки через три года после подключения к Интернету. Таких набралось 23 процента. Сразу же приобретать что-либо онлайн рискует только 11 процент пользователей. Отчасти такая статистика объясняется юным возрастом новых пользователей (даже если детям провели Интернет, покупки за них совершают все же родители), отчасти — трудностями, которые россияне испытывают при общении с технологиями.

Читайте также: Интернет-магазины станут дорогими

Например, для граждан РФ сложность представляет оплата онлайн-покупок. Электронными кошельками, несмотря на всю простоту, пользуются только наиболее продвинутые пользователи. Остальные же предпочитают банковские карты, но и тут возникает проблема: если, например, в США 95 процентов всех платежей производится по картам, то в России подавляющее большинство людей доверяет только наличным. Порядка 90 процентов банковских карт в РФ используются исключительно для получения денег через банкомат.

Еще одной проблемой, по которой Интернет-торговля в России развивается не так быстро, как на Западе, является несовершенство методов доставки. Так у российского пользователя, по сути есть только два пути получить заказанный в сети товар: либо посредством курьерской доставки, либо через "Почту России". Курьерская доставка проще и надежней. Однако ее законодательное регулирование в РФ, по мнению экспертов, очень неудачное: по сути, большая часть товаров, доставляемых курьерами, доставляется вопреки закону. Так, например, курьер не имеет права принимать у покупателя оплату, если пришел без кассового аппарата. Даже чек, пробитый заранее и переданный покупателю на месте, является нарушением. А поскольку кассовые аппараты курьеры, по понятным причинам, с собой не носят, все доставки подобного рода осуществляются нелегально.

Второй способ — получить товар через "Почту России". Однако, последняя уже давно превратилась в "мем" из-за неудовлетворительных результатов своей работы. В апреле "Почта России" даже попросила правоохранительные органы разобраться с жалобами на ее работу. Их было так много, что "Почта России" посчитала их следствием какого-то заговора. Тем не менее, никакого заговора пока обнаружено не было: просто люди, которые к апрелю не смогли дождаться своих посылок с товарами, заказанными еще на Новый год, выразили свое возмущение.

Поэтому с российским логистическим монополистом — "Почтой России" многие покупатели предпочитают просто не связываться. Соглашаются с ними и продавцы. Интернет-магазины также несут убытки по вине почты. Так, по словам генерального директора ООО "Студия Модерна" (теле и интернет канал TOPSHOP TV) Зорана Вуксановича, порядка 40-50 процентов доставок осуществляется через "Почту России". При этом возврат товара достигает 10-15 процентов. Для сравнения, у тех, кто использует курьерскую доставку этот показатель не превышает двух процентов. Причина проста: большинство из возвращенных товаров, которые доставляли посредством "Почты России", считаются возвращенными чисто технически. Воли покупателя на их возврат в магазин не было: тот просто не смог получить свой заказ, поскольку "Почта России" не смогла его надлежащим образом доставить.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Анастасия Гарина
Анастасия Гарина — журналист, юрист, правозащитник, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Обсудить