Южный поток и Набукко хотят слить

США устами своего посла в Италии Дэвида Торна неожиданно выразили интерес к объединению двух конкурирующих проектов поставок газа в ЕС — Набукко и Южного поток. Как напомнил посол в интервью итальянской газете La Stampa. Ранее с подобными идеями выступают и представители итальянского партнера Газпрома по Южному потоку концерна Eni.

Концерн Eni является основным российским партнером в реализации проекта. Однако глава итальянской компании Паоло Скарони поспешил откреститься от сделанной на него ссылки. Президент Eni, заявил, что такой его позиция была ранее. А теперь она изменилась из-за отставания от графика строительства "Набукко".

"Невозможно достичь синергии с тем, чего не существует", — приводит Bloomberg слова Скарони. Европейская комиссия в свою очередь заявила, что такие варианты не рассматриваются, схожим образом отреагировал консорциум Nabucco.

Оказалось, что это была информационная подготовка перед очередным вояжем европейцев за каспийским и азиатским газом.

Читайте также: "Чехия пристраивается к Nabucco"

Основная проблема — отсутствие газа для этого проекта. Эту проблему ЕС пытается решить уже несколько лет, однако особых успехов не достиг. На минувшей неделе глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу сделал еще одну попытку, подписав азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым два официальных документа: это совместная декларация "ЕС-Азербайджан: партнерство для модернизации", которая поддерживает политические и экономические реформы в Азербайджане, а также декларация о создании Южного коридора.

Несмотря на серьезную ресурсную базу Азербайджана, республика имеет контракты с "Газпромом", который будет наращивать закупки и, как не раз заявляли российские представители, готов выкупить весь азербайджанский газ. Уже в 2011 году объем экспорта азербайджанского газа в Россию должен вырасти с 500 млн до 2 млрд кубометров газа.

Поэтому речь идет о строительстве транскаспийского газопровода из Туркмении, которую уже в течение многих лет видят в качестве ключевого поставщика для Набукко. Туркмения после запуска газопровода в Китай уже не чувствует свою стопроцентную зависимость от Газпрома, давление монополии становится все менее перспективным.

Фото: AP

Однако Ашхабад находится в центре внимания и еще одного проекта — поставки газа через Афганистан в Пакистан и Индию (ТАПИ). В нем может принять участие Газпром, курируется и продвигается этот проект американцами. В определенном смысле ТАПИ и Набукко тоже могут стать конкурентами в борьбе за туркменский газ, хотя здесь многое зависит от политической обстановки и реальных технологических возможностей.

Кроме того, американцы довольно активно проталкивают идею поставок в Набукко со своих оккупированных территорий в Ираке. А газовые ресурсы туркменов с удовольствием пользует Китай и хочет получать все большие объемы. Так что узелок интересов тут затянут туго.

Читайте также: "Россия стала ведомой в Большой энергетической игре"

Стоит отметить, что в этом регионе китайцы, уже не маскируясь, ведут себя в чисто империалистической манере. Таджикистан отдал 3% таджикской территории китайцам, выдав это за победу своей дипломатии.

Реакция Китая пока неизвестна, а вот из Ашхабада поступают обнадеживающие европейцев сообщения. Как заявил президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов на встрече с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, Ашхабад готов развивать европейское направление в энергетической политике, и для этого имеются все необходимые условия.

В качестве рабочих рассматриваются два взаимодополняющих варианта: прокладка нитки по дну Каспия из Туркмении в Азербайджан и переброску газа танкерами. Оба выглядят очень затратными, да и статус самого моря не определен. Кроме того, Азербайджан и Туркмения видят реализацию этого проекта только в случае подписания твердых долгосрочных контрактов на закупку топлива. Пока таковые предоставляет только "Газпром", а вот ЕС к таким выплатам может оказаться не готов. А вот то, что нас ожидает еще один интереснейший раунд большой энергетической игры, можно сказать абсолютно уверенно.

О том, что ответные действия уже начались, говорит факт срочного визита представителя президента Ирана по определению статуса Каспийского моря Мухаммед Мехди Ахундзаде в Москву, который намечен на 17 января.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить