Шесть причин угасания российской металлургии

Металлургическая промышленность РФ балансирует на грани разорения — на пороге банкротства сегодня находятся такие гиганты, как US Rusal, "Мечел". Конечно, трудности испытывают металлурги всего мира — из-за рецессии мировой экономики спрос и цены на металлы снижаются с каждым годом. Но у российской металлургии есть свои специфические проблемы.

Отечественная металлургия переживает очень трудные времена. Этот кризис надвигался давно — основным фактором, обусловившим снижение темпов производства в данной сфере, называют рецессию мировой экономики, приведшую к снижению спроса на металлургическую продукцию. К примеру, цены на алюминий на данный момент достигли показателей 2009 года, и продолжают снижаться, также падают цены на остальные виды металлов.

Многие российские предприятия оказались на пороге разорения. В отрасли образовалась целая прослойка таких компаний, которым придется пройти через процедуру банкротства. Такое мнение недавно озвучил владелец НЛМК Владимир Лисин, не уточняя, о каких именно предприятиях идет речь.

Очевидно, что в зоне риска находятся наиболее закредитованные предприятия: принадлежащий Олегу Дерипаске US Rusal (один из крупнейших в мире производителей алюминия, его долг на конец 2013 года составил 10,1 миллиардов долларов), "Мечел" (который должен кредитным организациям уже 9,4 миллиардов долларов). Те же компании, которым удалось избежать столь резкого падения, тем не менее тоже испытывают значительные трудности. Правда, это почему-то никак не отражается на благосостоянии их владельцев — тот же Потанин, чей бизнес сейчас трещит по швам, сам вовсе не выглядит разоренным предпринимателем, и его личное состояние позволяет ему оставаться на высших строчках российского списка Forbes.

Почему олигархи не спешат покрывать долги своих компаний из своих личных средств (что было бы вполне логично в рамках либертарианской модели)- загадка. Причем именно владельцы терпящих бедствие металлургических компаний странным образом оказываются в числе самых богатых олигархов России, опережая даже нефтяников. Это парадокс — впрочем Россия давно стала страной парадоксов.

Падение мировых цен на металлургическую продукцию — не единственная причина, спровоцировавшая обвал, есть еще целый ряд факторов, способствующих снижению конкурентоспособности российской индустрии.

Первое высокие внутренние цены на энергоносители и электроэнергию. Жертвами высоких тарифов стали не только металлурги, но также нефтедобывающая промышленность, грузоперевозки (чьи убытки подрывают всю экономику страны), средний и крупный бизнес. Повышенная энергоемкость металлургической промышленности ставит ее в полную зависимость от тарифов на энергоносители. Металлурги жалуются, что система "перекрестного субсидирования", призванная перераспределить "вес" тарифов с наиболее нуждающихся в поддержке предприятий на более сильные, на металлургическую промышленность не распространяется.

Впрочем сама эффективность перекрестного субсидирования давно ставится под сомнение: предположим, что льготы отнимут у РЖД и отдадут промышленникам, в этом случае конечная себестоимость продукции все равно не изменится, ведь грузоперевозчик будет "добирать" свои убытки за счет повышения собственных тарифов. Поэтому перекрестное субсидирование — это "тришкин кафтан" для экономики.

Второе — очень много вопросов вызывает тот факт, что Китаю (который как раз-таки и теснит нас на международном рынке) электроэнергия из России поставляется по более низким тарифам, чем отечественным предприятиям. Китай покупает по 1,5 рублей за киловатт, а наши промышленные предприятия платят сейчас по 3 рубля — и объяснить это разницей между розничными и оптовыми ценами трудно, так как в обоих случаях речь идет именно о оптовых поставках.

Третье. Отсутствие комплексной государственной программы по поддержке отрасли. На фоне общей депрессии, настигшей промышленность большинства стран, наибольший оптимизм внушает Китай. Конечно, сказать однозначно, что китайская металлургия наращивает обороты (в 2013 году чистый экспорт плоского алюминиевого проката из Китая вырос на 51 процентов по отношению к показателям предыдущего года) только за счет мер господдержки, нельзя. Свою роль сыграл целый ряд факторов, однако система налоговых льгот и субсидий, примененных к металлургам, занимает не последнее место среди причин, позволивших Китаю вырваться в мировые лидеры по экспорту металлов. В России подобных программ пока что нет — государство готово прийти разве что на "поминки" компаний, оказывая помощь по рефинансированию колоссальных долгов. О предупредительных и стимулирующих мерах пока что говорят мало.

В "Русале", к примеру, считают, что эффективной мерой, которую государство могло бы предпринять для поддержки компании, было бы ее освобождение ее от налога ввозимое из-за рубежа оборудование (ввоз промышленного оборудования облагается повышенным налогом), ведь этот налог все равно не способен развить отечественное станкостроение — 95 процентов используемых в России станков импортируются из-за рубежа, зато металлургические и металлообрабатывающие компании терпят дополнительные издержки.

Четвертое. Технологическое отставание российских предприятий. Устаревшие, малопроизводительные заводы, построенные еще при Сталине, очевидно неконкурентоспособны в современных условиях, и таких предприятий большинство. Есть два основных похода к решению проблем модернизации российской промышленности. Чиновники из Ростехнадзора настаивают на модернизации уже существующих заводов, а сами металлурги считают этот путь нерентабельным, твердя о необходимости строительства новых, современных предприятий. В 2012 году промышленники отказались подписывать оставленный Ростехнадзором договор, согласно которому они обязывались бы направлять часть прибыли на реконструкцию своих предприятий. Металлурги же просят помощи от государства на возведение новых предприятий. Кто бы ни был прав в данном вопросе — государство или бизнес, на данный момент можно констатировать значительное технологическое отставание, тянущее всю отрасль вниз.

Пятое. Слабо развитый внутренний рынок сбыта. Реализовать свою продукцию на внутреннем рынке металлурги не могут по причине крайне низкого спроса. Одним из немногих стабильных покупателей является оборонная промышленность. О станкостроении мы уже упоминали выше — в России почти прекращен выпуск станков и оборудования. Вроде бы, оптимизм должно внушать развитие автопрома, в последние годы многие иностранные компании открыли в России свои сборочные конвейеры, однако детали, как правило, завозятся из-за рубежа, так что эти заводы практически не влияют на развитие российской экономики. Что до отечественного автопрома, то даже относительно успешный ранее "Камаз" начал снижать объемы производства еще в 2013 году, ровно как и остальные российские автопроизводители. Застой в экономике бьет прежде всего по металлургии.

Шестое. "Дорогие деньги". Завышенные процентные ставки по кредитам считаются основным тормозом российской экономики. Металлургический бизнес также вынужден брать деньги под 10-11 процентов (для сравнения, в большинстве стран бизнес приобретает кредиты за 2-4 процента).

"Ряд металлургических компаний активно наращивали задолженность еще до кризиса, переоценивая перспективы рынка металлов. Их задолженность поначалу не выходила за рамки разумного. Но начиная с 2008 года цены упали, и хотя потом они восстановились, однако в последние два года они снижаются. И в условиях высоких цен эти долги оказались тяжелым бременем для многих компаний", — пояснил заместитель гендиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.

О причинах промышленного кризиса в России корреспонденту Pravda.Ru рассказал заместитель председателя ТПП РФ по металлургии Евгений Брагин:

"Если говорить о преодолении кризиса в металлургии, то нужно понимать, что все опирается на спрос. На нынешний день внутренний спрос на металлы в России очень низок. Если говорить, к примеру, о меди, то ее потребление — 3-4 килограмма на душу населения в год, это очень мало, потому что в развитых странах этот показатель в два раза больше. Это свидетельствует о том, что у нас отсутствует машиностроение, металлообработка, производство конечной продукции. Если этого производства нет, то металлурги ничего не могут сделать. Изменить это достаточно сложно, потому что после распада СССР мы отдали свои рынки сбыта — в Латинской Америке, в Африке, в Азии Китайской народной республике. Вопреки распространенному стереотипу, мы отдавали свои трактора Эквадору вовсе не бесплатно. Ведь суть той модели экономики была в том, чтобы иметь расширенный рынок сбыта для готовой продукции, чтобы у нас мог работать тот же тракторостроительный завод и давать рабочие места. Выход из кризиса — это поиск рынка сбыта".

Получается, что столь осуждаемые в последнее время "имперские амбиции" были эффективнейшим инструментом экономического развития страны. Правда, потеснить Китай на бывших ранее нашими рынках сбыта на данный момент будет трудно. Первоочередной задачей является развитие внутреннего рынка, в противном случае нас ждет настоящий коллапс.

Проблемы, настигшие металлургию является лишь частью системного кризиса российской экономики. Производство товаров с высокой добавленной стоимостью, которое могло бы обеспечить спрос, для металлургов практически замерло. Отсутствие развитой производственной базы ставит национальную экономику в полную зависимость от колебаний мировой, лишает население дополнительных рабочих мест, ведет к общей профессиональной и научной деградации. Системная проблема требует системного решения, это очевидно.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Что нового произошло на главной Pravda.Ru? Посмотри...  

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Намек президента: кому и о чем напомнил Путин в Хмеймиме
Нетаньяху ждет от ЕС признания Иерусалима столицей Израиля
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Отдайте ваши денежки: что АСВ творит с клиентами банков
Россия вводит обязательную дактилоскопию для всех иностранцев
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Комбриг ВСУ приказал убить своего зама — вовремя не поздравил
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры