Инженер, который работал над инфраструктурными проектами для крупных операторов связи в России и за рубежом, разработал систему, меняющую подход к проектированию базовых станций и способную ускорить их строительство в стране в условиях дефицита оборудования.
Российские операторы связи сталкиваются с нехваткой телекоммуникационного оборудования. В апреле ведущие производители Nokia и Ericsson объявили о прекращении поставок в Россию и постепенном сворачивании бизнеса. Это поставило под угрозу не только ремонт и обслуживание существующих базовых станций, но и запуск новых проектов. Ограниченный доступ к оборудованию и запасным частям теперь ведут к значительному удорожанию любых ошибок в проектировании. Исключение переделок и связанных с ними задержек в строительстве и перерасходов становится критически важным для развития телекоммуникационных систем в стране.
Решение есть, хотя о нем мало кто знает. Российский инженер-практик с 20-летним опытом работы в России и Европе Дмитрий Трапездников, который выполнил свыше 800 проектов для крупных операторов связи, еще до начала критической ситуации разработал методологию, которая помогает исключать переделки и сокращать сроки проектирования до 50%. Опираясь на лучшие мировые стандарты качества, он разработал систему промежуточного контроля и стандартизированных проектных решений. Практическую эффективность она уже доказала в крупной телекоммуникационной компании.
Ошибки в проектах, в том числе выявляемые на стадии реализации, — распространенная проблема в российском строительстве, и телеком-сфера не исключение. Корректировки значительно тормозят запуск проектов и ведут к их удорожанию. За 20 лет практики Дмитрий Трапездников сталкивался с этим не раз, даже в проектах для крупных компаний — МТС, Вымпелком.
"Когда я начинал в "СвязьТехноКом”, на проект уходило от двух недель до месяца, но они часто возвращались на доработку, по три-четыре раза", — рассказывает Дмитрий.
Причину инженер увидел в системе контроля качества — российской не хватало промежуточных проверок. Работая в Нидерландах и Германии, Трапездников выполнил более 400 проектов для T-Mobile, Telefonica Germany и KPN и понял насколько критична системная дисциплина.
"В Германии стандарты настолько детализированы, что отклонение на сантиметр может стать причиной отклонения проекта. Зато при соблюдении всех требований согласование проходит за дни, а не месяцы", — вспоминает инженер.
Чтобы избежать переделок, подчеркивает Дмитрий Трапездников, необходимы четкие этапы контроля. Эту логика легла в основу его методологии работы с проектами в условиях рынка России и СНГ. Он создал систему контрольных точек, когда проверки проходят после каждого этапа: сбор данных о площадке, размещение оборудования на чертежах, внутренний контроль качества и перед передачей проекта клиенту. Она позволяет выявлять ошибки на ранних стадиях и избежать возвратов на доработку. Практика работы над проектами, например, в Казахстане, показала, что по этой системе проекты проходят согласование с первого раза.
При дефиците оборудования особенно важно исключить ошибки при проектировании. Каждая неточность может обернуться необходимостью заказывать новые детали, которых просто нет на складе. Решение Дмитрий видит в стандартизации. Вместо создания проектов с нуля — он сформировал типовые элементы и собрал их в централизованной библиотеке данных.
"Большинство решений повторяются, а значит не нужно каждый раз изобретать велосипед. Библиотека содержит готовые элементы для антенн, опор и кабелей с предустановленными параметрами. Стандартные блоки — гарантия прохождения проверки с первого раза. При унифицированных элементах риск ошибок минимален", — объясняет Трапездников.
Использование стандартных блоков практически исключает ошибки и гарантирует быстрое согласование проектов. Особенно критично, говорит, инженер, точное соответствие между чертежами и спецификациями оборудования.
"Расхождения между чертежом и спецификацией — это классическая ошибка, ведущая к проблемам на стройке", — подчеркивает Дмитрий.
Его система позволяет извлекать данные автоматически, исключая человеческий фактор. Она сыграла значимую роль в проекте предприятия "Передовые Технологии Связи", где команда из трех человек под руководством Дмитрия реализовала 52 базовые станции в Татарстане для Ericsson — с нуля на пустой площадке. Работу завершили за полтора года вместо запланированных двух именно благодаря отсутствию переделок и точности спецификаций.
Российской телекоммуникационной системе для сохранения качества и надежности связи необходимо строить новые базовые станции. Учитывая планы по реализации стандарта связи 5G, их потребуется тысячи, и в новых экономических реалиях системный подход не просто полезен, а критически важен. Опыт Трапездникова показал, что его подход можно масштабировать и на такие проекты. В Нидерландах он выполнил 199 проектов модернизации сети KPN для внедрения технологии 5G, В Германии — 96 проектов для T-Mobile и Telefonica Germany, используя ту же методологию контрольных точек и стандартизации. Несмотря на разные технические требования и нормативы, принцип инженера "делай сразу правильно" работал везде одинаково эффективно.
"Когда методология отработана, скорость проектирования не зависит от сложности объекта, — объясняет инженер. — Будь то простая замена антенн или комплексное строительство с фундаментом и опорами, алгоритм действий остается неизменным".
Возможность быстро проверять решения, исключение человеческого фактора при "сборке" типовых элементов проекта делают подход российского инженера не просто применимым, а необходимым для реализации масштабных проектов в стране.