"Крым просто не может быть убыточным"

О планах российских властей по развитию Крыма и Севастополя в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru рассказал депутат Госдумы Михаил Емельянов. Депутат отметил, что устаревшая инфраструктура региона — это вызов. "Это же возможности для инвестиции, в том числе и для частных инвестиций, и для бизнеса. Надо просто грамотно организовать инвестиционные потоки…"

— Михаил Васильевич, вы были участником круглого стола, на котором обсуждалось экономическое будущее Крыма и Севастополя. Расскажите, какие есть планы по развитию этих новых субъектов России?

— Прежде всего, мы считаем, что время аплодисментов закончилось. После присоединения Крыма было предложено создать в регионе свободно-экономическую зону туристического рекреационного типа и дать пять лет налоговых каникул. Сейчас надо решать практические проблемы, которые есть в Крыму и в Севастополе. Там три группы проблем. Первая — это объективная проблема, которая не зависит от действия чиновников. Это, по сути, водяная блокада Украиной, это и блокада товарная, когда товары оттуда исчезают, и транспортная блокада. Вот эти проблемы надо решать.

— Уже подготовлены какие-то решения этих проблем?

— Решения есть разные — дипломатические, недипломатические. Другая проблема состоит вот в чем: анализ законодательства, которое действует в Крыму, показывает, что не все там плохо. Мы говорим о необходимости приведения в соответствие законодательства Крыма с законодательством Российской Федерации. Это правильно. Крым, Севастополь — это субъекты Российской Федерации. Там действуют российские законы и их законодательство должно соответствовать законодательству Российской Федерации. Но там есть очень интересные вещи, которые неплохо было бы инкорпорировать в наше законодательство. И наше законодательство изменить.

Например, для бизнесменов будет очень интересно, что там регистрация прав на недвижимость происходит за один день. Там этим занимается нотариус, там есть электронный реестр. Человек пришел к нотариусу, отдал документы — сделали за один день. И человек получает тут же свидетельство о собственности. Но какая это мука у нас, я не буду пересказывать, это заслуживает отдельной передачи! Сколько чиновников кормится на этом, сколько взяток приходится давать, как долго это оформляется! Но может нам сделать такую систему, как в Крыму? В Крыму есть заслуженные учителя, народные учителя, которые получают за это доплату. А у нас не получают. В Крыму действуют закон о детях войны. Мы же этот закон 7 лет не можем пробить. И если посмотреть, то стипендии студентам выше в Крыму.

— Выходит, нам даже есть, чему поучиться у крымского руководства?

— Не только поучиться, а взять в наше законодательство. Вот, об этом мы тоже будем говорить. И еще отдельная группа проблем связана со статусом Севастополя и с организацией местного самоуправления. Это город федерального значения. Это субъект Российской Федерации. У нас есть два еще таких субъекта: Москва и Санкт-Петербург. Но Севастополь не может идти в организации местного самоуправления ни по пути Москвы, ни по пути Санкт-Петербурга из-за специфики расположения территории, наличия многочисленных военных объектов. И мы будем настаивать на том, чтобы был особый закон о местном самоуправлении в городе федерального значения Севастополь, субъекте Российской Федерации. А, может быть, следует просто в нашем федеральном законе прописать, что местное самоуправление Севастополя организуется в соответствии с уставом города, и законом о местном самоуправлении города Севастополя. Вот я считаю, это было бы очень правильно и мы бы ответили на ожидания крымчан.

— А есть ли будущее у проекта игорной зоны в Крыму?

— Президент уже внес закон об игорной зоне в Крыму. И это правильное решение, потому что экономику Крыма надо поднимать. Крым должен быть некой витриной. Мы должны показать, что в Крыму жить стало лучше людям. А игорная зона, конечно же, принесет большие доходы в бюджет Крыма. И в бюджет Севастополя, наверное. Это было бы правильно. Тем более, что другие зоны в Российской Федерации не работают. А в Крыму она заработает. Потому что туда приятно прилетать. При всем уважении, в Азов, Ростов, Калининград специально играть никто не поедет. А в Крым поедут отдохнуть, посмотреть достопримечательности, а там есть что посмотреть, за одно и поиграют. Вот и все удовольствия в одном месте. Я думаю, эта зона работать будет.

— Как раз в ходе последнего прямого эфира президент Путин сказал, что Крым не будет дотационным регионом, а наоборот, он будет регионом-донором для остальных.

— Крым не может быть дотационным. При тех климатических условиях, географическом положении, институционном потенциале Крым просто не может быть убыточным. И я думаю, он не будет убыточным. Ведь еще есть и сельское хозяйство. Там замечательные фрукты, замечательные овощи. Но в Крым есть куда вкладывать. Вы знаете, я был в этом месяце в Крыму, а до этого я был там в 10 лет, в 1972-м году, и я с удивлением увидел, что там ездят те же троллейбусы, которые я видел десятилетним мальчиком.

— Да, действительно там очень устаревшая инфраструктура, и не только транспортная.

— Но это же и вызов! Это же возможности для инвестиции, в том числе и для частных инвестиций, и для бизнеса. Надо просто грамотно организовать инвестиционные потоки.

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить