Казанское метро: свет в конце тоннеля

3 сентября стало историческим для Казани днем — столичное метро приняло первых пассажиров. Хотя горожане смогут воспользоваться услугами метрополитена лишь в 2005 году. Но у метростроителей был весомый повод пригласить журналистов — завершена проходка первого перегонного тоннеля между станциями «Площадь Тукая» и «Суконная слобода» длиной 1182 метра.

Мы спустились в котлован «Суконки» на глубину 11 метров. (В будущем сама станция растянется на 320 метров, пока отработаны 180.) Погрузились в открытую вагонетку, «запряженную» в дизелевоз и предназначенную для проходчиков. Ехали, конечно, не с ветерком, то есть отнюдь не со скоростью 80 километров в час, с какой перемещаются пассажирские метрополитеновские вагоны. Правда, ветер все же гулял, ведь открытый с двух сторон тоннель напоминает аэродинамическую трубу. Если в будущем пассажиры смогут попасть с «Суконной слободы» на «Площадь Тукая» за одну минуту, то мы преодолели это расстояние минут за десять. Но зато была возможность хорошенько рассмотреть «внутренности» тоннеля и насладиться прелестями подземной езды.

Сначала ветка снижается до 18-метровой глубины — чтобы поезду легче было набирать скорость, а затем поднимается вновь до 11-метровой отметки — для лучшего торможения. Так классически проектируются перегонные тоннели.

— Благодаря канадскому тоннелепроходческому комплексу фирмы «Lovat» (с местным названием «Сююмбике») впервые в истории отечественного метростроения получен водонепроницаемый блок, который вы сейчас и видите в тоннеле и производство которого налажено в Казани, — говорит начальник управления по строительству метрополитена администрации столицы Григорий Клементьев...

Несмотря на молодость, Казанский метрополитен стал своего рода испытательным полигоном для метростроителей Омска, Краснодара, других городов и даже Москвы. К примеру, первопрестольная тоже имеет канадский комплекс, однако пока он бездействует, поскольку не отработана технология проходки с помощью такого оборудования. Да и блоки Москва еще не производит. Кстати, «Сююмбике» (все комплексы фирмы «Lovat» носят женские имена — в честь покровительницы подземных работ Святой Барбары) создана специально под сложные гидрогеологические условия Казани по аналогии с комплексом, прокладывавшем тоннель под проливом Ла-Манш.

Сегодня «Сююмбике» приводят в порядок, дабы на днях она с новыми силами смогла приступить к проходке второй перегонной нитки между станциями «Суконная слобода» и «Площадь Тукая». Причем с большей скоростью. До настоящего времени свыше шести метров в сутки (или в среднем 70 метров в месяц) комплекс проходить не мог, поскольку строители имели всего шесть форм для производства блоков обделки тоннеля. Но в течение двух месяцев будут изготовлены еще четыре формы, поэтому вскоре «Сююмбике» будет в состоянии выйти на скорость проходки 10-11 метров в сутки (или 250-300 метров в месяц).

Появилась надежда, что темпы строительства метро увеличатся и по другой причине: нормализовался вопрос с финансированием стройки. Если раньше Россия не соблюдала по отношению к Татарстану паритетность в инвестировании строительства Казанского метрополитена, то сегодня средства на это дело поступают аж из двух федеральных источников — адресной инвестиционной программы (201 млн. рублей) и программы по подготовке к 1000-летию Казани (188 млн. рублей). Плюс российское Правительство обещает изыскать дополнительные источники в федеральном бюджете. Деньги нелишние, поскольку погонный метр «подземки» обходится в 150 тысяч рублей...

— Проходка первого перегонного тоннеля была сложной не только потому, что это начало. Мы «зацепили» шамовские овраги, представляющие собой русла бывших рек. А здесь и пустоты, и большой водоприток, — рассказывает начальник КУП «Казметрострой» Марат Рахимов. — Кстати, слухи о том, будто бы мы раскопали какие-то клады — не более чем слухи. Вот ракушки, которым по миллиону лет, находили...

Недавно утверждена «посадка» станции «Кремлевская» — она будет находиться на Ярмарочной площади. А пройдет перегонный тоннель под улицей Профсоюзной на глубине 31 метр. Изначально планировалось пропустить нитку под улицей Баумана, но такой вариант опаснее и дороже. Так что работы начнутся уже в ближайшее время.

— Главная проблема на сегодняшний день — это нехватка людей, — признается Марат Рахимов. — Коллектив метростроителей насчитывает 650 человек. А чтобы уложиться в графики и запустить первую очередь первой линии метрополитена (от станции «Горки» до «Кремлевской») к 30 августа 2005 года, необходимо полторы тысячи рабочих. Сегодня средняя зарплата у нас четыре тысячи рублей, проходчики получают до восьми тысяч. Не хотелось бы приглашать людей со стороны, когда и свои безработные имеются. Главное — желание работать, а остальному научим.

«Республика Татарстан»

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Обсудить