Автор bucker

Нобелевский лауреат о карикатурах на Пророка Мухаммеда

На прошлой неделе испанская газета «Паис» (El Pais) опубликовала интервью с двумя лауреатами Нобелевской премии по литературе Хосе Сарамаго (José Saramago) и Гюнтером Грассом (Günter Grass). Оба писателя критикуют появившиеся карикатуры на пророка Мухаммеда и всю вину за эскалацию конфликта перекладывают на плечи Запада. Ниже следует перевод интервью с Гюнтером Грассом .

- Вас удивило, что публикация карикатур вызвала такую полемику?

- Да и нет. Мы все знаем, что есть писаный или неписаный закон, запрещающий мусульманам изображать Аллаха и его Пророка Мухаммеда. Здесь речь идет о сознательной и запланированной провокации правой датской газеты. Они объявили конкурс карикатур, в котором его участники, невзирая на табу, рисовали Мухаммеда. Редакторы даже консультировались с датским специалистом по исламу, который высказал предостережение. Однако газетчики, несмотря на предостережение, сделали свое дело, потому что это ксенофобы и экстремистски настроенные правые.

- Удивили ли вас последовавшие за этим акты насилия?

- Мы живем в такое время, когда один акт насилия следует за другим. Первым явилось вторжение Запада в Ирак. Сегодня мы знаем, что тем самым было нарушено международное право. Война велась исключительно на основе фундаменталистских аргументов Буша , что это борьба между добром и злом. Нам понятно сегодня, что это фундаменталистский ответ на фундаменталистское действие. Ни в коем случае – это не столкновение цивилизаций, скорее – противоборство между двумя не цивилизациями.

- Что в этом случае нужно предпринять? Поможет ли самоцензура?

- Нынче на Западе самодовольно спорят о праве на свободу прессы. Но не надо заниматься самообманом, будто не известно, что газеты живут за счет публикуемого материала и что они принимают во внимание то, что диктует им рынок. Сама по себе пресса – часть многочисленных групп предпринимателей, монополизировавших общественное мнение. Мы потеряли право искать защиту от свободного выражения мнений. Не так далеко ушли те времена, когда возбуждались дела об оскорблении Его Величества, и мы не должны забывать, что еще существуют места, где церковь не отделена от государства.

Нобелевский лауреат по литературе 1999 г. - немецкий писатель
Нобелевский лауреат по литературе 1999 г. - немецкий писатель
Откуда у людей на Западе такая заносчивость, определять, что можно творить, а что нельзя? На самом деле я бы посоветовал всем хотя бы раз взглянуть на эти карикатуры. Они напоминают известную газету нацистских времён – «Штюрмер» (Stürmer). В подобном стиле там публиковались антисемитские карикатуры. Нельзя исходить из права на свободное высказывание мнений, не анализируя, как оно в реальности осуществляется на Западе.

- Это проявление «столкновения цивилизаций»?

- Это то, чего хотят фундаменталисты по обе стороны. Однако мы должны различать следующее. У нас, к счастью, была эпоха Возрождения, мы пережили век Просвещения с тем, чтобы пережить этот болезненный процесс, который принес нам целый ряд свобод, которые все еще находятся под угрозой. В исламском мире ничего подобного не было, они находятся на другом этапе развития. И это нужно уважать.

- Будут ли в будущем продолжаться подобные взрывоопасные эксцессы?

- Я опасаюсь этого. Раны глубоки, и не только в арабских странах, но и во всех бедных странах вообще. Кажется, люди на Западе не в состоянии найти способ рассматривать эти страны в качестве равноправных партнеров. Оказалось невозможным создать для себя такие условия, которыми мы продолжаем заниматься. В 70-е годы Вилли Брандт (Willy Brandt - федеральный канцлер ФРГ (1969-1974). - Прим.ред. ) по поручению ООН написал доклад о проблемах взаимоотношений Севера и Юга, где предсказал трудности, которые мы переживаем сейчас. Этот доклад по-прежнему актуален.

- Лично вы сталкивались с проявлениями нетерпимости?

- Как автор я сталкивался с определенного рода нетерпимостью. После опубликования романа «Жестяной барабан» («Blechtrommel» - первый роман писателя, опубликован в 1959 г. - Прим.ред. ), против этой книги возбудили судебный процесс, обвинив её в кощунстве и порнографии. А в коммунистических странах, а также в Испании и Португалии вообще запретили. Пару лет назад я встречался с западными и арабскими писателями в Йемене для обсуждения литературных тем - среди прочего разговор шел и об эротике. Для арабских литераторов это было непривычным, но позже дискуссия задалась. Говорить можно обо всем, в том числе и о конфликтных темах, если каждый проявит терпимость, которую он ждет и от других. Ведь у каждого имеется свое представление о культуре, которое определяется собственными запретами.

Перевел Игорь Буккер