Иконы Романовых в Третьяковской галерее

Одновременно со скандалом вокруг передачи рублевской «Троицы» Троице-Сергиевой лавре, в Третьяковской галерее открылась масштабная выставка «Иконопись эпохи династии Романовых». Экспонируется сразу 200 икон, собранных подвижником-коллекционером Виктором Бондаренко.

Разумеется, экспозиция, которая воспринимается, как первый шаг на пути празднования 400-летия династии Романовых, готовилась очень давно. И представляет весьма немалый интерес.

В самом деле, иконопись этой эпохи известна мало и столь же мало исследована. В отличие от икон древних, иные из которых и не попадали в пресловутые запасники, произведения 17-го - начала 20-го веков долгое время пребывали вне музейных залов. Считалось, что это уже как бы и не совсем иконы, а…»духовная живопись», да и времена были, сами понимаете…

Что правда - то правда. Произведения этого времени - в большинстве своем иконопись, испытавшая воздействие западноевропейского искусства (русской светской живописи тогда по существу и не было вовсе). Однако, не только это. Иконы писались в зависимости от вкусов власть предержащих – так в эпоху правления Павла Первого появилось особенно много образов святых Петра и Павла. Влияли на иконопись и вкусы постепенно возникавшего потребителя - того самого нарождавшегося капиталиста, суть нового российского истаблишмента.

И все же, если образ «Иоанн Предтеча в пустыне» явно создан под воздействием тех самых голландцев, то вот икона Феодоровской Богоматери – вполне традиционный византийский стиль. Этот образ был семейной иконой Дома Романовых и является доминантой экспозиции в галерее.

Икона «Воскресение Христово», созданная в 1803 году мастером из Великого Устюга Прокопием Соколовым – снова очевидное влияние западноевропейской гравюры. Смотришь и думаешь – правильно, что выставку устроили здесь.

Вот, в прошлом году, экспонировали иконы эпохи царя Михаила Федоровича Романова в Кремле. Так это понятно. Тогда светскость лишь начинала проникать - робко и незаметно почти - в церковное искусство. То есть в иконопись. И Одностолпная палата Кремля была идеальным местом для такой выставки.

Для нынешней экспозиции – Третьяковская галерея. Тем более, что по соседству, можно продолжить знакомство с эпохой династии Романовых. В Скорбященском храме. В детище русского барокко.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить