Абсурд и сказка в борьбе за «Святого Георгия», или наши наступают

В этом году в конкурсной программе Московского кинофестиваля, как мы уже писали, аж три российские ленты: «Чеховские мотивы» Киры Муратовой, «Кукушка» Александра Рогожкина и «Одиночество крови» клипмейкера Романа Прыгунова.

 

 Прыгунов своей картиной дебютирует в игровом кино, как и Филипп Янковский, Александр Стриженов, чьи фильмы "В движении" и "Упасть вверх" представлены программой Большие надежды. Поэтому несколько странным кажется участие молодого режиссера в борьбе за «Святого Георгия», ведь тягаться приходится с мировыми именами: Франсуа Озоном, Кшиштофом Занусси, братьями Тавиани. Ну, а если говорить о русских масштабах, - то с не менее известными Муратовой и Рогожкиным, за плечами которых десятки тысяч километров пленки с отснятым материалом.

 

 Не многие кинорежиссерские имена у зрителей, так сказать, на слуху, но Александр Рогожкин - уже поистине народный режиссер. И все благодаря выявленным им особенностям национальной охоты и рыбалки. Именно с его легкой руки пошел гулять застольный тост: «Ну! За охоту! Ну! За рыбалку! Ну!...» – и варианты неисчислимы. Некоторая лубочность и притупленность узнаваемых шуток вызывает уважение обывателей и пренебрежение интеллигенции. Но «Кукушкой» режиссер угодил всем вкусам, удовлетворил и развлекательные потребности первых, и интеллектуальные запросы вторых.

 

 «Кукушка», как оказалось в финале, самая настоящая сказка, рассказанная мамой двум своим ребятишкам. Но начиналось кино про войну, как и положено ему начинаться, с жестоких картин, когда финского снайпера свои же приковывают к скале, а русского офицера любимая партия осуждает за антисоветскую переписку.

 

 Ловкий финн, которого, кстати, играет уже снимавшийся у Рогожкина Вилле Хаапсало, не стал ждать, как Прометей, пока ему орел выклюет печень, а взорвал цепь порохом, высыпанным из патронов, на который направил преломленный через линзу очков солнечный луч. Русский солдат, приготовившийся к суду, вместе с сопровождением попал под обстрел, но уцелел. Встретились же они в хижине саамской женщины Анни по прозвищу Кукушка, напоминающей добрую лапландку из «Снежной королевы» Андерсена. Она-то как и выходила русского, так и вырвала из лап смерти подстреленного им противника.

 

 В этой картине, несмотря на агрессивность героев - война все-таки, 1944 год, - нет деления на плохих и хороших, рядом с саамской кокеткой-кудесницей, для которой все мужики хороши (не в смысле дом подправить, бревна перетаскать – с этим она и сама справляется ладно), боевые противники оборачиваются в соревнующихся претендентов на руку и сердце. Причем все трое без умолку говорят на разных языках, поэтому между ними не чувствуется взаимопонимания, да они и не стремятся услышать друг друга, прислушаться к абракадабристой речи. И единственное, что их сближает, как выразился бы современный человек, жизнь без партнера. А может, это любовь? Ведь мужчины, прожившие в дружбе при матриархате всю осень, покидают причудливую шаманку удовлетворенными, оставив ей в наследство двух ребятишек.

 

 Кира Муратова в своем новом фильме «Чеховские мотивы» выставляет на обозрение мир патриархальный, таким, каким он был в деревнях и селениях при Антоне Павловиче. А черно-белая пленка только усугубляет эффект ретро, старины, затянутой паутиной, с благодарениями Господу перед обедом, рушниками и вышивками, разбросанными по дому, с почтенным обращением детей к старшим на Вы. Но за этим почтением - озлобленность вечного студента Пети на жадного родителя, который не желает давать ему денег на учебу и пропитание, капризы избалованной Вари, отказывающейся помогать матери тянуть лямку убогого быта. И самая достойная реакция зрителей на неустанные ссоры отцов и детей, проистекающие непременно на высоко-писклявых интонациях и с повторением по нескольку раз одних и тех же фраз, - поискать рукой предмет потяжелее, да и в порыве раздражения метнуть в такое скулящее, кричащее, стонущее и визжащее царство, в котором все взрослые почтенного, богобоязненного семейства друг друга ненавидят.

 

 Но Кира Муратова не умеет ограничиваться узкой темой, ее тянет к сложным сюжетным переплетениям, в которых смешиваются характеры, мелькают судьбы. Дотошное повествование о реальной деревенской скуке оживляется шумным венчальным обрядом: в историю несчастливой семейной жизни вторгаются сцены свадебного богослужения. А жених - тот самый, что соблазнил погибшую Татьяну Репину из малоизвестной чеховской пьесы. Безликая толпа гостей, какой мы привыкли ее воспринимать, подчеркнуто конкретизирована, и люди в церкви, вычурно разодетые, в мехах и смокингах, скорее смахивают на гогочущих уродов, чем на веселящихся людей. Абсурд, да и только.

 

  Наталия Бойко

 «ПРАВДА.Ру»

Купить фильмы Киры Муратовой можно здесь:

  'clas.ru'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить