Потемкин присоединил Крым шутя

19 апреля (8 апреля по старому стилю) 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России. Документ подготовил Потемкин, который получил за это титул светлейшего князя Таврического.

Главным соперником России в борьбе за Крымский полуостров оставалась Турция. Правительство Блистательной Порты держало Крым в вассальной зависимости. И вот последний крымский хан отрекся от престола и встал под защиту русской армии, а враждебно настроенная по отношению к России татарская знать ушла в Туретчину. На полуострове начался экономический и политический хаос, который способствовал бескровному присоединению Крыма к России.

Глинка поэтически отзывался об этом историческом событии в своих «Записках»: «Заботы его (Потемкина - ред.) были о древнем царстве Митридатовом, и он это царство принес России в дар бескровный. Чего не успели сделать века от покорения Казани и Астрахани, чего не успел сделать Петр I, то один совершил этот великан своего времени. Он смирил и усмирил последнее гнездо владычества монгольского».

Когда-то русские князья ездили на поклон в Орду, теперь Потемкин лично принимал присягу у крымских ханов. В жаркий летний день нестерпимо воняло салом от буклей и париков, но мужественные татарские мурзы в обморок не падали. Напомним, что прически в 18-м веке на европейский манер скрепляли салом и посыпали пудрой.

Татарская элита торжественно присягала на плоской вершине скалы Ак Кая под Карасубазаром. Клятву в верности князь приурочил ко дню восшествия на престол Екатерины II (28 июня). Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, затем остальное население. Торжества сопровождались угощеньями, играми, скачками и пушечным салютом. 16 июля 1783 г. Потемкин докладывал Екатерине II, что «вся область Крымская с охотой прибегла под державу Вашего императорского величества; города и с многими деревнями учинили уже в верности присягу».

В память заключения мира с Турцией (приобретен победами) (1774)
В память заключения мира с Турцией (приобретен победами) (1774)

dfox_171330288137784095', sizes: [[300, 300],[300, 250],[250, 250]], bids: [ { bidder: 'otm', params: { placementId: '62864' } }, { bidder: 'betweenDigital', params: { placementId: '4717290' } }, { bidder: 'myTarget', params: { placementId: '1726852' } }, { bidder: 'Gnezdo', params: { placementId: '367850' } }, { bidder: 'adriver', params: { placementId: '22:pravdaru_250x250_mobile_2' } }, { bidder: 'buzzoola', params: { placementId: '1286684' } } ] } ]); window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 164130, containerId: 'adfox_171330288137784095', params: { pp: 'h', ps: 'nld', p2: 'impl' }, lazyLoad: {fetchMargin: 100, mobileScaling: 1} }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 767, phoneWidth: 480, isAutoReloads: false }) }); });

После присоединения Крыма к России много татар покинуло родные Пенаты и эмигрировало в Турцию. Край нуждался в рабочих руках. Из внутренних областей России сюда потянулись переселенцы. Заботясь о сохранении спокойствия в Крыму, Потемкин 4 мая 1783 г. в ордере генералу Де Бальмену писал: «Воля Ея императорскаго величества есть, чтобы все войска, пребывающие в Крымском полуострове, обращались с жителями дружелюбно, не чиня отнюдь обид, чему подавать пример имеют начальники и полковые командиры». Местные кадры привлекались к управлению краем.

Григорий Александрович выделил деньги на ремонт мечетей, школ и общественных фонтанов, татарской знати дал все права русских дворян. Починил ханский дворец в Бахчисарае, приказал построить новые соляные склады в Перекопе, вдоль дорог посадить каштановые деревья. «Синеет море за бульваром, каштан над городом цветет», - будут потом петь одесситы, а за ними повторять вся страна.

Реформаторскую деятельность своего фаворита императрица выразила фразой: «Врагам своим ты ударил по пальцам». Крут бывал порой Сиятельный князь Таврический. Перепадало от него не только инородцам – тут он разницы не делал, - но и своим холопам.

Однажды Потемкин выразил недовольство запорожцами: «Знаете ли вы, хохлачи, что у меня в Николаеве строится такая колокольня, что как станут на ней звонить, так у вас в Сече будет слышно?» На что запорожец ответил: «То не диво, у нас у Запорозцине такие кобзары, що як заграють, то аж у Петербурси затанцують».

Под дуду Светлейшего танцевали и хохлы, и москали, и татары. Не самого благоприятного мнения о деятельности и личности Потемкина был русский историк Александр Кизеветтер, но и тот не удержался от похвалы: «Так или иначе, на Черном море возник тогда русский военный флот. Так или иначе, глухой угол Новороссии был вызван к жизни, и покрылся сетью новых поселений, и один за другим возникали города». На смену варварству шла Империя.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *