Повесть о поздней хризантеме - 14 октября 2002 г.

В Москве в Музее Кино в эти дни проходит замечательная ретроспектива – изумительной красоты подарок для любителей японского кинематографа. Это показ фильмов японского режиссера Кэндзи Мидзогути. Вход – свободный. При этом большинство фильмов в России прежде никогда не показывались.

 

 Кэндзи Мидзогути родился 16 мая 1898 года в Токио, в семье бедного плотника.. Детство его было трудным, его сестра Судзу в юном возрасте была продана как гейша в квартал Нихонбаси. Это событие оказало огромное влияние на творчество будущего режиссера, который уделит особое внимание судьбе женщин в японском обществе. В 1922 году Мидзогути дебютирует как режиссер - экранизациями многочисленных японских и зарубежных романов ("Туманная гавань" по "Анне Кристи" Юджина О'Нила, "813. Приключение Арсена Люпена" по Морису Леблану): большинство этих фильмов ныне числятся среди несохранившихся. В 1936 году он подряд снимает два важнейших фильма, становясь признанным мастером нового японского кино: "Элегия Нанива" и "Гионские сестры", оба с актрисами Исудзу Ямада и Ёко Умэмура. Триумф его техники план-эпизода - в крупной двухсерийной постановке "Сорок семь верных вассалов эпохи Гэнроку": весь фильм состоит из план-эпизодов. В 1952 году "Жизнь Охару" (один из лучших фильмов Мидзогути, если не лучший) получает Серебряного льва в Венеции, что окончательно открывает перед японским кино ворота Запада. Режиссер продолжает по-новому перерабатывать жанр "дзидайгэки" (исторического фильма) в лентах "Угэцу моногатари" по двум историям Акинари Уэда, "Управляющий Сансё" по Огаи Мори, "Повесть по Тикамацу" по знаменитой пьесе Мондзаэмон Тикамацу, "Новая повесть о роде Тайра" и "Ян Гуй Фэй" (две единственных цветных картины Мидзогути). За свою творческую жизнь режиссер поставил около 80-ти фильмов. Сраженный лейкемией, Мидзогути умирает 24 августа 1956 года в Киото, во время работы над подготовкой сценария "Осакская история". В 1957 году этот фильм снимет его ученик Ёсимура.

 

 В 1980 году творчество Мидзогути чествуют в Венеции, подтверждая мировую славу режиссера. Ежегодно ретроспективы его фильмов демонстрируются в разных странах мира.

 

 Мидзогути - это классика традиционной японской эстетики. Хотите увидеть зыбкие тени на затянутой бумагой перегородках, трепещущие тени от бумажных фонарей, деревянные дома старого Киото - все это есть в фильмах Мидзогути. Его фильмы - это энциклопедия японской истории - и древней, и средневековой, и новой.

 

 14, понедельник, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна

 15, вторник, 19-30. Зал Чарли Чаплина

 ПОВЕСТЬ О ПОЗДНЕЙ ХРИЗАНТЕМЕ / ZANGIKU MONOGOTARI (по роману Сёфу Мурамати)

 1939 - 35 мм - ч/б - 143 мин.

 

 15, вторник, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна

 16, среда, 19-30. Зал Чарли Чаплина

 СОРОК СЕМЬ ВЕРНЫХ ВАССАЛОВ ЭПОХИ ГЭНРОКУ, часть 1 / GENROKU CHUSHINGURA ZENPEN (по пьесе Сэйко Маяма)

 1941 - 35 мм - 111 мин.

 

 16, среда, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна

 17, четверг, 19-30. Зал Чарли Чаплина

 СОРОК СЕМЬ ВЕРНЫХ ВАССАЛОВ ЭПОХИ ГЭНРОКУ, часть 2 / GENROKU CHUSHINGURA KOUHEN (по пьесе Сэйко Маяма)

 1941 - 35 мм - 106 мин.

 

 17, четверг, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна

 18, пятница, 19-30. Зал Чарли Чаплина

 МИЯМОТО МУСАСИ / MUSASHI MIYAMOTO

 1944 - 16 мм - 55 мин.

 ЛЮБОВЬ АКТРИСЫ СУМАКО / JOYU SUMAKO NO KOI

 1947 - 16 мм - 55 мин.

 

 18, пятница, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна

 19, суббота, 19-00. Зал Чарли Чаплина

 ЖИЗНЬ 0'ХАРУ, КУРТИЗАНКИ / SAIKAKU ICHIDAI ONNA (по одноименному роману Сайкаку Ихара)

 1952 - 16 мм - ч/б - 148 мин.

 

 19, суббота, 18-30. Зал Сергея Эйзенштейна

 20, воскресенье, 19-00. Зал Чарли Чаплина

 СКАЗКИ ТУМАННОЙ ЛУНЫ ПОСЛЕ ДОЖДЯ (УГЭЦУ МОНОГАТАРИ)/ UGETSU MONOGATARI (по легенде Акинари Уэда)

 1953 - 35 мм - ч/б - 97 мин.

 

 20, воскресенье, 18-30, Зал Сергея Эйзенштейна

 21, понедельник, 19-30, Зал Чарли Чаплина

 ПРАЗДНИЧНАЯ МУЗЫКА В ГИОНЕ (ГЕЙША) / GION BAYASHI (по произведению Мацутаро Кавагути)

 1953 - 35 мм - ч/б - 84 мин.

 

 21, понедельник, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна

 22, вторник, 19-30. Зал Чарли Чаплина

 ИНТЕНДАНТ САНСЁ / SANSHO DAYU (по роману Огаи Мори)

 1954 - 35 мм - ч/б - 126 мин.

 

 22, вторник, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна

 23, среда, 19-30. Зал Чарли Чаплина

 ЖЕНЩИНА, О КОТОРОЙ ХОДЯТ СЛУХИ / UWASA NO ONNA

 1954 - 35 мм - ч/б - 83 мин.

 

 23, среда, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна

 24, четверг, 19-30. Зал Чарли Чаплина

 ПОВЕСТЬ ПО ТИКАМАЦУ / CHIKAMATSU MONOGATARI (по драме Мондзаэмона Тикамацу и роману Мацутару Кавагути)

 1954 - 35 мм - ч/б - 102 мин.

 

 24, четверг, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна

 ЯН ГУЙ ФЭЙ / YANG KWEI FEI (YOKIHI)

 1955 - 35 мм - цв. - 98 мин.

 

 25, пятница, 19-00. Зал Сергея Эйзенштейна

 26, суббота, 19-00. Зал Чарли Чаплина

 НОВАЯ ПОВЕСТЬ О РОДЕ ТАЙРА / SHIN HEIKE MONOGATARI

 1955 - 16 мм - цв. - 108мин.

 

 26, суббота, 18-30. Зал Сергея Эйзенштейна

 27, воскресенье, 19-00. Зал Чарли Чаплина

 УЛИЦА СТЫДА (УЛИЦА КРАСНЫХ ФОНАРЕЙ) / AKASEN CHITAI

 1956 - 35 мм - ч/б - 85 мин.

 

 27, воскресенье, 18-30. Зал Сергея Эйзенштейна

 28, понедельник, 19-00, Зал Сергея Эйзенштейна

 КЭНДЗИ МИДЗОГУТИ: ЖИЗНЬ КИНОРЕЖИССЕРА / ARU EIGA-KANTOKU NO SHOGAI Режиссер: Канэто Синдо

 1974 - цв. - 150 мин.

 

 29, вторник, 11-00. Зал Сергея Эйзенштейна

 Симпозиум ИСКУССТВО КЭНДЗИ МИДЗОГУТИ

 

 В Зале Чарли Чаплина фильмы демонстрируются без перевода с английскими субтитрами.

 

  Подготовила Елена Киселева

 «ПРАВДА.Ру»

'Окно в Японию'

 

Поиск материалов на эту тему в проекте "Яндекс.Новости":

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Темы киото
Обсудить