Кульбиты судьбы Казимира Малевича

23 февраля исполняется 135 лет со дня рождения Казимира Малевича, автора "Черного квадрата". Однако с датой рождения все же полной ясности нет: Малевич появился на свет то ли в конце 1878-го, то ли в начале 1879 года. Не совсем понятен вопрос и относительно природы и сути творчества Казимира Малевича. И сколько споров вокруг его произведений.

С кем сравнивать его вклад в искусство? Разве что с Пабло Пикассо. Напрашиваются аналогии: как у Пабло с его Розовым и Голубым периодами у Казимира прослеживаются очень разные этапы, в которых жил и творил словно бы разный Малевич. Семья будущего художника жила в Киеве, на Бульонной улице, которая в 2012 году переименована в его честь. Родители его, Северин, инженер на сахарном заводе, и Людвика, в девичестве Галиновская — поляки. Всего у них было девятеро детей.

В самом конце ХIХ века Малевичи переехали в Курск, где Казимир женился на дочери местного врача Казимире Зглейц и устроился работать чертежником. Параллельно он занимался живописью, выставлял свои произведения на местных выставках. Его картины были актуальны для тех лет, в них чувствуется импрессионизм, символизм и зарождающийся модерн. Они немного напоминают по темам и колориту произведения его ровесника, Миколаюса Черлениса. Неуемный творческий зуд на дал ему сидеть в тихом Курске. Казимир оставил свою Казимиру с двумя детьми и в 1905 году рванул в Москву. Подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Не приняли раз, не приняли второй.

Но возвращаться в Курск он не хотел, поселился в художественной коммуне в Лефортово. Тогда мать переехала в Москву к сыну. Ее муж Северин к тому времени умер. Она организовала в столице столовую на Тверской, и Казимир получил возможность питаться и посещать занятия в художественной студии известного живописца Федора Рерберга. Жена его, забрав детей, сбежала от такой жизни в село Мещерское, работать фельдшерицей в психиатрической лечебнице. Там она увлеклась симпатичным врачом и уехала с ним, оставив детей художника одной из сотрудниц больницы, дочери завхоза больницы Михаила Фердинандовича, Софье Рафалович.

Малевич приехал за детьми. Софья Михайловна ему очень приглянулась. Через несколько лет они поженились. Начался футуристический период в его жизни. Он участвовал в выставках "Бубнового валета" и других объединений художников, например, "Ослиный хвост". Познакомился с Михаилом Ларионовым, русским художником-авангардистом, которому только предстояло прославиться.

Читайте также: Современные иконы: китч или новаторство?

В 1913 году в петербургском "Луна-парке" состоялось представления кубо-футуристической оперы "Победа над Солнцем" на музыку художника и композитора Михаила Матюшина. Текст написали поэт-футурист Алексей Крученых, вместе с Велемиром Хлебниковым, а декорации и эскизы костюмов придумал Малевич. Во время работы ему пришла идея "Черного квадрата". Но искусство дохода не приносило, он жил на иждивении матери и жены. Появились первые супрематические полотна, манифест "От кубизма к супрематизму". В 1917 году Малевич стал председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимался просветительской работой, разрабатывал проект Народной академии искусств. Но даже признанному художнику тогда было голодно.

В 1919 году Малевич переехал с семьей в Витебск. У него появились не только друзья, но и ученики, последователи, апологеты. А еще родилась дочка, которую назвали Уной, что значит "Учредители нового искусства", в честь школы Марка Шагала. В 1922 году он закончил работу над своим главным теоретическим трудом — "Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой". Его картины стали востребованы, но он опять остался один — жена Софья умерла от чахотки.

С 1924 по 1926 год он поработал директором Ленинградского государственного института художественной культуры. Стал делать объемные супрематические модели — архитектоны, предтечи нынешних перформансов и инсталляций. В 1927 году Казимир встретил и полюбил Наталью Манченко, которая была более чем на двадцать лет его моложе. Его послали в заграничную командировку в Европу, которая была внезапно прервана телеграммой из Советской России. Он оставил свои картины в Германии и выехал на Родину, где его тут же арестовали. Вскоре выпустили, стараниями Луначарского. Назначили в "Народный комиссариат просвещения", и снова НКВД арестовало его как "германского шпиона". К счастью ненадолго.

Менялись времена и манера Малевича. Он вернулся к реализму, участвовал в выставке "Женщина в социалистическом строительстве". Возможно, его восприимчивый талант еще как-нибудь отразил бы время, но, увы, он заболел и 1935 году умер. Тело его кремировали в гробу, созданном по его эскизу, урну с прахом захоронили под любимым дубом.

Читайте также: Николай Рерих: через тернии к звездам

Быстрая смерть и забвение на Родине, неожиданная популярность на Западе в 40-50 годах породили легенду о том, что Малевич эмигрировал, подобно Марку Шагалу, Михаилу Ларионову и другим его друзьям по цеху. Живет себе припеваючи. На самом деле слава и почет достались только его картинам, оставшимся в Европе и случайно уцелевшим.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить