30 июня 1974 года во время гастролей в Канаде решил не возвращаться на родину 26-летний Михаил Барышников. Этот неординарный человек, великолепный танцор и артист прошел долгий путь от па-де-труа в "Лебедином озере" до основания собственной труппы "Уайт оук Данс Проджект", от классического балета до танца модерн, от хореографического училища до лучших площадок мира.
Его трудолюбию, вере и упорству можно только позавидовать, ведь именно благодаря им, он, как и сорок лет назад, непредсказуем, перспективен и молод душой.
"Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя", — утверждает Михаил Николаевич Барышников.
Барышников родился в Риге в семье офицера. Миша сразу дал понять отцу, что по его стопам он не пойдет. Его тянуло к маме — в отличие от отца, она не была груба и бесцеремонна и, более того, подарила ему прекрасный мир под названием "театр". Именно она научила сына любить музыку, отдала в балетную студию, но потом жестоко предала, покончив с собой…
Читайте также: Наталия Касаткина: Балет ужасен без любви
На момент взросления, перелома психики и становления семейных ценностей юноша остался наедине сам с собой и посвятил себя балету. Он поступил в Ленинградское хореографическое училище, к учителю Нуреева — педагогу А. И. Пушкину, и начал познавать основы мастерства. Затем были годы обучения, боль растяжений, первые успехи и счастье от победы на конкурсе балета в Варне.
Зародившись как маленький ручей, дальнейшая жизнь Михаила стремительно набирала обороты. Спустя несколько лет она уже бурлила шумным потоком идей и грандиозных планов, которые когда-то казались неосуществимыми.
В 1974 году во время гастролей группы артистов в Канаде Барышников принял решение остаться на Западе, где можно было расширить границы возможного. Буквально через несколько месяцев он получил приглашение дебютировать в знаменитой труппе Джорджа Баланчина "Американ балле тиэтр", а шесть лет спустя стал ее руководителем. Его кровь кипела, а сердце замирало от одной мысли о том, что, наконец-то, он может сбросить маску и представить свои сумасшедшие эксперименты, от раритетной классики Бурнонвиля до новейшего постмодерна, на суд зрителя.
Барышников получил возможность работать с лучшими балетмейстерами и, наконец, заручился "отцовской поддержкой", которую ему дал к тому времени уже увядающий Баланчин. После смерти Джорджа Михаил еще долго танцевал его балеты, отдавая дань величайшему мастерству маэстро.
В 1990 году Барышников, набравшись опыта, основал собственную труппу "Уайт оук Данс Проджект", с которой в 1990–1996 годах он выпустил сразу три хореографических программы. Незадолго до этого он также попробовал себя в амплуа актера. В его фильмографию вошли такие картины, как "Белые ночи", "Это танец!", "Танцовщики", "Динозавры", "Кабинет доктора Рамиреса", "Дело фирмы", "Поворотный момент", он также участвовал в съемках шестого сезона сериала "Секс в большом городе".
Михаил как будто кричал на весь мир: "Смотрите, насколько разносторонним может быть человек!" Он вел телепрограммы, созданные специально для него: "Барышников на Бродвее", "Барышников в Голливуде", "Барышников: танец и танцовщик". Общался с такими знаменитостями, как Жаклин Кеннеди, принцесса Диана и Иосиф Бродский. Был номинирован на премию "Оскар" за фильм "Поворотный момент", трижды получил премию "Эмми" за участие в посвященных его творчеству передачах. Сыграл драматическую роль в спектакле "Метаморфозы" на Бродвее и был номинирован на премию "Тони" и специальную премию критиков драматического театра Drama Critics Award. Среди прочих наград Михаил Барышников получил премии Kennedy Center Honor и National Medal of Arts в 2000 году. Гений балета открыл знаменитый русский ресторан "Самовар" в центре Нью-Йорка, основал специализированное производство балетной одежды и обуви и, наконец, взорвал общественное мнение появлением нового аромата духов "Misha" от Михаила Барышникова. Из каждой предыдущей его идеи вытекала новая, и он этим гордился.
Не обходил Михаил стороной и красивых женщин, в 1976 году он познакомился с молодой голливудской актрисой Джессикой Ланж. В прекрасном союзе, который длился около шести лет, родилась очаровательная дочь Александра. Но брак Михаила и Джессики, увы, с самого начала был обречен на провал. В нем, как и в балете, не могло быть одновременно двух сольных партий на одной сцене, а чередовать свой успех им было не под силу. Долгие гастрольные расставания, провокации и накал страстей свели их отношения на нет.
Барышников не мог "играть" перед публикой постоянно, на сцене он пылал, отдавался наваждению, вдыхал аромат славы, а дома превращался в обыкновенного уставшего мужчину, со своими проблемами и недостатками. Так в его жизни появилась Лиз Рейнхардт — внучка знаменитого театрального режиссера Макса Рейнхардта и бывшая танцовщица труппы Мэрса Каннингема. Благодаря своему опыту она смогла вжиться в роль — в обществе уходя на задний план, а дома играя главную партию любящей жены и заботливой матери. Лиз подарила Михаилу трех прекрасных детей — Питера, Анну и Софью, а он позволил ей присутствовать при поворотном моменте в истории балета.
Барышников рвался вперед со скоростью, опережающей время. Вопреки всем канонам он превратил балет в зрелище, способное не просто затронуть душу, а еще и сыграть на ее самых тоненьких, незаметных струнах. Михаил включил в свои выступления монологи и стихи, он перетек от классического восприятия к постмодерну, показал обществу, что любые стереотипы можно разрушить, не потеряв при этом основу самой структуры. Барышников посмотрел на тему жизни и смерти сквозь призму балета. Его постановка "Биение сердца", в которой музыку заменял стук сердца исполнителя, слышимый благодаря различным датчикам и усилителю, передававшему звук в зал, стала бомбой замедленного действия в мировом балетном сообществе. Возможно, несколько лет спустя критики, с оглядкой в прошлое, скажут, что именно Барышников раскрасил некогда черно-белый балет.
Читайте также: Любимые актеры: эмиграция из профессии
На сегодняшний день Михаил довольно скромно оценивает себя. Он даже был против грандиозной выставки "Балет есть замок красоты", которая приурочена к его юбилею и открылась в Питерском музее современного искусства "Эрарта". В экспозицию вошли работы мастеров фотографии Пола Колника, Нины Аловерт и Марии Барановой, в которых Барышников предстал в образе блудного сына, стойкого оловянного солдатика и Аполлона.
В настоящее время Михаил Барышников является художественным руководителем Центра искусств имени Михаила Барышникова, снимается в кино и на телевидении, занимается фотографией. В этом году он собирается станцевать заглавную партию в балете "Человек в футляре" по одноименному рассказу Чехова. Мировая премьера запланирована на 20 февраля. Спектакли пройдут в Хартфорде (штат Коннектикут) с 21 февраля по 24 марта и наверняка станут очередной сенсацией, как и все предыдущие работы маэстро.
Читайте самое интересное в рубрике "Культура"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.