Поэзия режиссера

3 июня 1925 года в Харькове родился Анатолий Васильевич Эфрос, режиссер, который еще при жизни стал легендой русского театра.

 

 Родители работали на авиационном заводе: мама - техническим переводчиком, отец - конструктором. И они не предполагали, что их сын заинтересуется театром и выберет в Москве для учебы студию при Театре имени Моссовета, а в 1944 году поступит на режиссерский факультет ГИТИСа, который закончит дипломным спектаклем «Прага остается моею» по тюремным дневникам Юлиуса Фучика.

 

 При Эфросе Центральный детский театр, нынешний Молодежный театр, куда он пришел как ученик режиссера Марии Осиповны Кнебель, которая сама была ученицей Станиславского, и где поставил «В добрый час!» Виктора Розова, перестал быть исключительно детским. Здесь он сблизился с Олегом Ефремовым, который играл в пьесе Розова. И Эфрос, и Ефремов были в те годы фанатиками системы Станиславского, оба несли в себе некий образ идеального театра, к которому направляли свои усилия.

 

 Эфрос стоял у истоков театра Современник, поставил один из первых его спектаклей – «Никто» Эдуардо Де Филиппо с Ефремовым и Лилией Толмачевой.

 

 С Анатолием Васильевичем связан «дозахаровский» расцвет «Ленкома», тогда еще Театра имени Ленинского комсомола. В бытность Эфроса Театр на Малой Бронной стал центром не только сугубо театральной, но вообще духовной жизни Москвы. Спектакли "Месяц в деревне", "Женитьба", "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Дон Жуан", "Человек со стороны" и многие другие превратились в легенды нашего театра середины ХХ столетия.

 

 Даже трагический и во многом роковой приход Эфроса на Таганку в отсутствие Юрия Любимова стал последним предзакатным всплеском таганской эстетики. Эфрос не мог естественно и органично продолжить историю Таганки. Но ему выпало подвести ее первый итог, а заодно и завершить там собственную творческую биографию. В возобновленном "Вишневом саде", в постановках "На дне", "Мизантроп", "Прекрасное воскресение для пикника" Эфрос соединил свой психологический импрессионизм с брехтовским драматизмом таганковцев.

 

 Искусство для Анатолия Эфроса было процессом эстетической рефлексии по поводу состояния социума и места личности в нем. Внутренним сюжетным лейтмотивом Эфроса оказывался театральный рассказ советской интеллигенции про ее же собственные свойства и существование. "Я могу поставить лишь так, - говорил он, - как сегодня чувствую сам". Его спектакли всегда отражали состояние современного общества, даже если Эфрос обращался к Шекспиру или Мольеру, Гоголю или Тургеневу, Толстому или Чехову.

 

 "Режиссер - это поэт, только он имеет дело не с пером и бумагой, а слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей", - так определял Анатолий Эфрос главную особенность своей профессии. Но поэтом он был не только на сцене. Его книги - дневниковые записи - монолог поэта, "человека, который не боится одиночества", человека, влюбленного в свое дело, в своих актеров, в своих учеников и учителей.

 

 Наталья Микора

'Вагриус'

 'Новая газета'

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить