Последний бой Хрущева. (Неизвестные факты)

Члены ассоциации «Космопоиск», прочесывая калужские леса на предмет обнаружения метеоритов, случайно нашли детали советского истребителя ЯК-7б. Техника времен Великой Отечественной — в этих краях не редкость. Однако на сей раз, похоже, поисковиков ждала сенсация. Порывшись в архивных документах, они пришли к выводу: может быть, это останки самолета, на котором летал Леонид Хрущев, сын Никиты Сергеевича. Вокруг жизни и смерти Леонида Никитича до сих пор ходит множество невероятных легенд. Если находка окажется подлинной, откроется одна из тайн уже довольно далекого прошлого.

Самолет этот поисковики обнаружили с девятой попытки. Первая «встреча» была более чем прозаичной. После осмотра в лесу подозрительной воронки руководитель ассоциации «Космопоиск» Вадим Чернобров едва не споткнулся о длинную, изогнутую железяку — это был почерневший от времени кусок дюраля. Эх, если бы знать заранее, что здесь могло лежать, то, возможно, планы бы круто изменились...

Школьник из Людиново Паша Фандеев наткнулся на ту же самую деталь, кто-то заметил еще одну. Миша Генин достал из воды какую-то ржавую штангу, потом последовали новые находки. Измерили воронку: около шести метров в диаметре. По обломанным верхушкам старых деревьев установили, что самолет вошел в землю под углом 45—50 градусов, падая с северного направления. Он взорвался и горел после падения — это видно по раскиданным во все стороны оплавленным кускам дюраля. Лучше всего сохранились стойки шасси и обода колес, на которых нет резины. На двигателе — следы от пуль. Значит, самолет был сбит, причем стреляли по нему практически в упор — пули легли кучно, целились в двигатель. Если такая точная очередь прошла по самолету только один раз, есть надежда, что кабину пули не достали. Когда двигатель «захлебнулся» от прямого попадания, летчик еще мог быть живым...

Кто же это был?

Уже позже в архивах, куда поисковики обратились с этими вопросами, всплыл неожиданно возможный ответ. В этом районе 11 марта 1943-го пропал без вести старший сын Никиты Сергеевича Хрущева, гвардии старший лейтенант Леонид Хрущев. Летал он именно на ЯКе. О его последнем бое говорили разное: и что спустился на парашюте и сдался в плен немцам, и даже, что вовсе не был сбит, а перелетел на вражеский аэродром...

Герой или предатель?

Уже после последнего боя непосредственные командиры летчика Л. Хрущева посылают письмо Никите Сергеевичу, где описывают боевые качества летчика-истребителя в весьма радужных тонах: «в воздушных боях вел себя как герой, смело гнался за самолетом противника». На самом деле с «моральным обликом» героя все было не так однозначно. Поговаривали даже, что Леонид Никитич якобы отправился на фронт, чтобы избежать наказания за дебош с потасовкой и случайным убийством. Другие решительно не верили подобному оговору: «Леонид — честнейшей души человек, просто попал в жернова обстоятельств во времена, когда и не таких обламывали». В любом случае сын важного государственного человека не стал отсиживаться в тылу и сам пошел на фронт — уже это достойно уважения. До того воевавший в бомбардировочной авиации, после неудачной посадки и травмы, он был переучен на истребителя и попал в этот авиаполк буквально за несколько дней до своего последнего вылета. Командир поставил его ведомым к асу полка Заморину. Все три воздушных боя Хрущев провел за один день.
Трудно восстановить картину последнего (рокового) боя Леонида Хрущева. По всей видимости, два немецких аса сражались против двух советских летчиков. Очень быстро Заморин остался один против двоих. Одного вогнал в землю, второй ушел...

Заморин вернулся на аэродром без ведомого.

После боя

Командир полка так описал руководству картину боя: наша пара истребителей (В. Заморин, Л. Хрущев) была атакована двумя «фокке-вульфами-190». Во время боя самолет Хрущева сорвался в штопор, но не был подбит, поэтому летчик мог воспользоваться парашютом или посадить машину на территории, оккупированной противником.

Напарник Хрущева гвардии старший лейтенант В. Заморин об этом трагическом бое написал три объяснительные записки. И все три — разные. В первой он утверждал, что Хрущев, спасая его, подставил свой самолет под очередь «фокке-вульфа». Во второй — что Хрущев не смог справиться с управлением и не успел вывести самолет из крутого пике. В третьей — что в горячке боя не заметил потери ведомого...

После смерти бывшего руководителя СССР Никиты Хрущева В. Заморин послал в политбюро ЦК покаянное письмо, в котором признался в фальсификации: «Командование моего полка было крайне заинтересовано в том, чтобы принять мою версию за «чистую монету» (непонятно, о какой именно версии идет речь.— Н.Л.). Ведь оно тоже напрямую разделяло суровую ответственность за гибель сына члена политбюро! Я струсил и пошел на сделку с совестью, фальсифицировав факты. Я в рапорте умолчал о том, что когда «ФВ-190» рванулся на мою машину в атаку, зайдя мне снизу под правое крыло, Леня Хрущев, чтобы спасти меня от смерти, бросил свой самолет наперерез огневому залпу «фоккера»... После бронебойного удара самолет Хрущева буквально рассыпался на моих глазах... Вот почему на земле невозможно было найти какие-либо следы этой катастрофы. Тем более что искать начальство приказало не сразу — наш бой происходил над территорией, оккупированной немцами...» Да и, судя по всему, никто тут ничего не искал.

60 лет спустя

Когда Чернобров осмотрел найденные обломки, понял: если он не ошибся и нашел именно самолет Хрущева, то и эта версия неверна. ЯК-7б явно был сбит, причем прицельно, чего не могло случиться, если бы летчик подставил свою машину под очередь, предназначенную другому. Зачем же Заморин «путает следы»? Ветерана замучила совесть? Но следы есть, они говорят о том, что самолет долетел до земли целым и взорвался лишь при падении. Кто же прав во всей этой истории?

Как рассказывает Чернобров, старики из Людиновского района вспоминали события тех лет охотно. Павел Федорович Убрятов из села Васьково Людиновского района описал, как на его глазах немецкий истребитель зашел в хвост и двумя очередями сбил наш самолет. Никто из машины не выпрыгнул, самолет с воем врезался в землю, пацаны прибежали к воронке и успели отыскать три пальца летчика и какие-то документы. Больше копаться в обломках они не смогли — отогнали приехавшие на мотоциклах немцы. «Пальцы мы зарыли в саду, а документы спрятали в чулане у меня дома», — говорит Павел Федорович. После освобождения дети передали документы советским офицерам. Те хвалили ребят, но, увидев фамилию в удостоверении («Видать, важная была фамилия!»), строго-настрого приказали пацанам молчать об увиденном. «Ясное дело, — заключал Убрятов, — это и был сын Хрущева, а иначе зачем такие строгости!?» Место падения самолета потом запахали.

— На наш вопрос, где найти тех самых пацанов, местные жители неуверенно перечисляли: «Этот помер, этого немцы угнали на запад, а этот после войны уехал из деревни...» — рассказывает Чернобров. — «Куда уехал?» — «В Москву шоферить»... Но вдруг выяснилось, что этот человек живет буквально под боком у нашего экспедиционного лагеря. Редкая удача. Познакомились, оказалось, Петр Кондрашов, всю сознательную жизнь действительно проработавший в Москве, на старости лет купил пустующую хату в деревне Кузьминки (своя-то в войну сгорела). «Как было на самом деле?» — спрашиваем. И он повел нас на место.

— Мы тогда катались на речке на самодельных коньках, — поведал Кондрашов. — Слышим — высоко в небе, на высоте километра три, воет самолет, летит на Брянск, откуда-то из облака выныривает фриц и дает две очереди по кабине. Самолет вниз га-а-а-а! Никто не выпрыгнул. Взрыв! Мы как были в коньках — бегом к самолету! А там большая воронка дымится, жареным пахнет. Лежат три пальца в обрывке кожаного реглана и еще часть черепа с русыми волосами... Жуткое зрелище!

История правдоподобная. Но опять вопросы: почему Кондрашов не видел самолета ведущего Заморина? Может, потому, что все внимание ребенка было сосредоточено на горящем самолете — предположительно, Хрущева?

Мы еще раз прошлись по месту трагедии. Воронку от взрыва действительно запахали, но не для того, чтобы скрыть правду о давней трагедии, а просто нужно было после войны пахать и сеять. Хотя, признаться честно, скромного обелиска на окраине поля зря не поставили...

Неужели он?

Были опрошены и другие очевидцы. Анна Дмитриевна Лешакова из Калуги лично в 1943 году видела горевший самолет и погибшего летчика. Слухи о том, что летчик был именно сыном Никиты Сергеевича Хрущева, здесь давно получили статус исторического факта. Местные жители даже не ставят это под сомнение, но удивляются, услышав, что «кто-то еще ищет энтот самолет»...

Таким образом, в ходе экспедиции были найдены остатки самолета. Вероятно, хотя утверждать это однозначно еще нельзя, именно здесь погиб сын Никиты Сергеевича. Трудно установить, как именно это произошло. Ясно одно: нет никаких оснований для того, чтобы подозревать Леонида Никитича в государственной измене. Он погиб, как солдат.
Мы попросили прокомментировать материал близких родственников Леонида Хрущева.

Рада Никитична Аджубей, сестра:

— Я отношусь к подобного рода «находкам» с большой осторожностью. Мы долго и с помощью опытных специалистов ищем останки самолета Леонида, но до сих пор сказать ничего определенного нельзя. Несколько лет назад в Калужской области, действительно, обнаружили фрагменты советского боевого самолета и останки летчика. Но идентифицировать его не удалось, хотя занимался этим известный российский генетик Иванов — тот самый, что идентифицировал останки царской семьи в Екатеринбурге. Да и боевой техники тут полно: здесь шли напряженные бои. Вокруг имени моего брата много слухов и сплетен. Я никогда не верила в грязные вымыслы. Когда его ранило в одном из первых боев, я была у него в госпитале. Он держался молодцом, хотя чуть не потерял тогда ногу. Если бы удалось отыскать хоть что-то, что от него осталось, и захоронить, была бы счастлива. Но пока что говорить об этом рано.

Юрий Хрущев, сын:

— В последний раз я видел отца в 1941 году, когда он уходил на фронт. Мне было шесть лет. С тех пор меня окружают сплошные слухи и домыслы о нем: «сбежал» на фронт от срока за хулиганство, перелетел на сторону немцев и вообще он летать, дескать, не умел... Все это бред. Отец пошел на фронт, будучи кадровым военным: еще до войны был летчиком-инструктором в аэроклубе. В 1941 году его наградили орденом Красного Знамени — такие награды не дают просто так. Могли ли поисковики наткнуться на остатки его самолета? В принципе, да. Но требуется экспертиза, прежде чем что-либо утверждать. Хотя я и без экспертизы знаю, что отец погиб, как настоящий герой. Он был хорошим человеком, классным летчиком. Я пошел по его стопам, стал летчиком-испытателем. Ушел на пенсию только четыре года назад в чине полковника, со званием заслуженного летчика-испытателя России. У Леонида Никитича есть правнук, мой внук Степан. Ему 12 лет. Правда, в летчики его пока не тянет.

Подготовила Наталия ЛЕСКОВА, «Труд».
Советская Сибирь

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/90/363/10650_khrushchev.html

Обсудить