Иранская головоломка - переговоры, санкции или война?

В то время как во всем мире живо осуждается Нобелевская премия мира, которой в этом году удостоился президент США Барак Обама, Иран поставил нынешнего хозяина Белого дома перед ядерной дилеммой: вести переговоры, прибегнуть к санкциям или начинать войну?

В США после женевских переговоров с участием Ирана ведутся дискуссии, какая стратегия верна, и в Вашингтоне нарастает скепсис относительно уступок Ирану - "ястребы" требуют военного удара.

Как известно, на первой встрече в Женеве шестерки (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция, ФРГ) по ядерной проблеме Ирана с его представителями стороны пришли к соглашению, что инспекторы МАГАТЭ посетят новый завод по обогащению урана в течение двух недель.

Читайте: "Бомбы-разрушители", или информационные санкции против Ирана .

"Хотя встреча в Женеве не урегулировала иранскую ядерную проблему, она наконец-то позволила начать серьезные переговоры с Западом под руководством США, а Тегеран впервые выразил желание обсуждать свою ядерную программу", - отмечает французская газета L'Humanité, подчеркивая, что в итоговом соглашении также впервые признается "право Ирана на обогащение урана в мирных целях".

Британская печать придерживается более скептических взглядов на перспективы урегулирования ядерной проблемы Ирана. "Что касается инспекций, международные эксперты смогут контролировать только то, что им покажут. Вопрос в другом: известны ли тому же МАГАТЭ все ядерные объекты в Иране?

Так же непросто проследить и за экспортом ядерных материалов в Россию. Да и стоит ли доверять Москве в этом? ", - задается вопросом газета The Times. Между тем в Вашингтоне уже считают, что переговоры с Тегераном бессмысленны и настаивают на ужесточении санкций. По этому поводу госсекретарь США Хиллари Клинтон стремилась заручиться поддержкой России.

Иранская тема была доминирующей во время переговоров в Москве. Но насколько удалась миссия госпожи Клинтон? В интервью Би-би-си, по итогам европейского турне, в котором последней из посещенных стран была Россия, госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Москва признает угрозу, исходящую от Ирана.

При этом госпожа Клинтон сослалась на частные беседы с российским руководством, которое якобы заверило Белый дом, что готово к конкретным действиям в случае, если Тегеран откажется выполнять взятые на себя обязательства.

Можно, конечно, выдавать желаемое за действительное, однако накануне глава МИД России Сергей Лавров официально заявил, что санкции и угрозы давления в отношении Ирана контрпродуктивны. В ходе беседы со своим российским коллегой Хиллари Клинтон признала, что время для введения дополнительных санкций еще не настало.

В то же время Соединенные Штаты допускают возможность применения подобных мер, если дипломатические методы не принесут результата, заявила она позднее.

"Мы также пришли к соглашению, что если наши дипломатические усилия не увенчаются успехом, нам придется подумать о том, какие меры мы можем предпринять, включая введение санкций, усиливающих давление на Иран", - вот так высказалась Хиллари Клинтон.

Читайте: Иран доказал, что может "дотянуться" до Израиля и США .

Так готова ли Россия присоединиться к санкциям против Ирана, с которым ее связывают ряд экономических соглашений, в том числе и по сотрудничеству в ядерной отрасли?

Премьер России Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов по итогам своего только что завершившегося визита в Китай, заявил, что нужно внимательно вслушаться, в каком контексте президент Дмитрий Медведев упоминает слово "санкции". "[Тогда] я уверен, что вы убедитесь, что там никакой железобетонной настроенности на санкционную политику нет", - сказал он.

"Мы считаем, что к этому надо подходить осторожно, пугать иранцев ни к чему, нужно договариваться, искать эти компромиссы, - заявил Путин. - Но если они не будут найдены, тогда посмотрим, что делать дальше".

Таким образом, говорить о выработке общей позиции США и России в отношении давления на Иран преждевременно. Возможно, определенные компромиссы в отношении ядерных программ Тегерана все же будут найдены. И тогда американским "ястребам" придется смириться с отменой санкций.

Если же введение санкций станет объективной неизбежностью, однако результата они не дадут,  нельзя будет исключать и силового варианта решения проблемы.

Иранская головоломка - переговоры, санкции или война?
Иранская головоломка - переговоры, санкции или война?

В первую очередь, могут сдать нервы у Израиля, который очень внимательно следит за положением с  иранской ядерной программой. В частности, французское издание Le Canard enchaine 15 октября пишет о том, что Израиль атакует Иран после декабря 2009 года.

Якобы в разговоре между начальниками генеральных штабов Израиля и Франции Габи Ашкенази и Жаном-Луи Жоржелином первый заявил, что Израиль готов нанести удары по секретным ядерным объектам Ирана. Но не с воздуха, а  действиями заброшенных в эту страну элитных спецподразделений.

Они, мол, проведедут "точечные" операции против ядерных объектов и устранят отвечающих за ядерную программу лиц.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить