Лояльные России квебекцы рвутся к власти в Канаде

Канада должна сменить прежнюю негативную позицию по отношению к России. В его правительстве усилятся представители Квебека, слывущие «русофилами». Причина – мировой финансовый кризис, который принес как негативные, так и позитивные изменения. Одним из них является ослабление позиций нынешнего премьер-министра Канады Стивена Харпера, занимавшего антироссийскую позицию по многим вопросам от дележа Арктики до положения на Кавказе.

«Русофилы» квебекцы усиливаются в высших эшелонах канадской власти. Парламентская оппозиция (Либеральная партия, «Новая демократия» и «Блок Квебека») решила на следующей выразить Харперу вотум недоверия.

Что происходит в казалось бы, мирной и спокойной Канаде? В своём комментарии «Правде.Ру» эксперт из Института США и Канады Василий Соколов заметил: «14 октября в стране уже были внеочередные выборы и теперь ей предстоит новое голосование в Палату Общин, из которой формируют правительство. Прежние фавориты, либералы, утратили лидерские позиции, уступив консерваторам. Они в союзе с партией «Новая демократия», созданной на основе профсоюзов, по отдельным моментам напоминающую социал-демократов, а также «Блоком Квебека», который многие считают «сепаратистским», решили бросить Харперу вызов. Дело в том, что он в условиях мирового финансового кризиса решил прекратить финансирование и переложить предвыборные затраты на сами партии. Они оказались в долгах и поэтому консолидировано пытались показать премьеру, что он не прав».

Таким образом, причиной неожиданного для многих кризиса власти послужил мировой финансовый кризис, от которого, как утверждают канадские оппозиционеры, «сильно пострадала» и их страна. И прекращение финансирования партий стало последней каплей в чаше терпения оппозиционеров. Все претензии направляются по адресу нынешнего премьер-министра Канады Стивена Харпера, который заметно усилил национальные расходы на участие в блоке НАТО и отказался вывести канадских военнослужащих из Афганистана, обходящуюся канадскому бюджету в круглую сумму.

Напомним, что по всем ключевым вопросам этот ставленник «английской партии» в стране занимает явно выраженную антироссийскую и проамериканскую позицию. Это проявилось не только в яростном сопротивлении нашим претензиям на полагающуюся нам по праву часть Арктики, но и поддержке антироссийских сил на Кавказе.

Чтобы избежать «импичмента», премьер-министр решил разогнать парламент. Благо в конституции «демократической страны» такая возможность существует. Правда, для этого ему нужно было договориться с канадским генерал-губернатором Мишель Жан, являющимся «по традиции» представителем британской королевы в этом доминионе и выполняющий некоторые «процедурные» вопросы от её имени. Разумеется, ради спасения верного союзника Англии она дала на это добро.

Таким образом Харпер на первый взгляд избежал неприятностей. Однако возможно, что они для него только начинаются. Скорее всего, оппозиционеры просчитали всё до мелочей: что парламент разгонят и на фоне этого они получат дополнительные голоса. Об этом говорит тот факт, что три партии изначально договорились о создании коалиции против надоевших им консерваторов, к числу которых принадлежит и Харпер. Речь идёт лишь о «пропорциях» портфелей.

И если им удастся окончательно договориться, это положит конец «правительствам меньшинства», руководивших Канадой три раза подряд. Как известно, победившая на парламентских выборах партия и формирует кабинет министров. Однако «правительство большинства» может быть только в том случае, если победившая партия получит минимум 155 мест в парламенте. Правящие в настоящее время консерваторы до этой отметки не «дотягивали» несколько голосов.

Ясно одно: конечно, никто не станет давать Квебеку независимость, как и просить о ней. Однако они на фоне происходящих событий могут «утяжелить» свой политический вес, что даст им возможность усилить требования об автономии. Напомним, что в отличие от большинства остальных «англоговорящих» провинций Квебек населен «франкоканадцами», потомками французских переселенцев. И хотя, по мнению экспертов, «англоканадцы» находятся к своей исторической Родине куда «ближе», чем франкоканадцы, положения это не меняет. В Квебеке по-прежнему сильны автономистские и даже сепаратистские настроения.

Проблема Квебека существует еще с колониальных времен, когда после серии войн Франция уступила свои американские владения Англии. Несмотря на то, что французский язык теперь, после долгой борьбы франкоканадцев, является наряду с английским государственным языком Канады, это обстоятельство лишь отчасти сбавило накал недовольства. Одной из главных причин сепаратизма является экономический фактор. Сами квебекцы открыто говорят о том, что 30% территории провинции затоплено под гидроэлектростанции, продающие электроэнергию в США и от этого они «практически ничего не имеют».

Последние выборы показали, что сторонников независимости Квебека стало меньше. Однако это не значит, что его население решило отказаться от борьбы за свои права. Этому способствует то, что это первая по площади и вторая по населению провинция фактически разрезает «английскую» Канаду на две непропорциональные части, что в случае её отделения создает для Оттавы очень большие неприятности.

Не исключено, что в результате нынешнего политического кризиса во главе страны вновь станет выходец из Квебека, как это уже бывало в истории Канады. Как она показывает, франкоканадцы на посту премьер-министра для нас более предпочтительны. Вспомним Пьера Трюдо и Жана Кретьена, являвшихся канадскими политическими «долгожителями», стоявшими «у руля» не один срок.

Пьер Трюдо, правивший страной с 1968 по до 1984 годы, вероятно, является одной из ярчайших фигур канадской истории. Именно этот эксцентричный политик во многом спас страну от раскола, фактически уничтожив былую зависимость от Великобритании. В отличие от большинства западных лидеров он установил с Советским Союзом доверительные отношения, открыто выступал против американской агрессии во Вьетнаме. При нём участие Канады в НАТО стало номинальным: страна фактически числилась в блоке лишь на бумаге.

Возможно, ещё более показательным в этом отношении был премьер-министр Канады Жан Кретьен, правивший страной до 2003 года. Именно он положил начало бурному сотрудничеству двух стран во многих сферах, включая экономическую. «Канада будет поддерживать Россию в любых формах, которые сочтет целесообразными Москва». Казалось бы, теперь, в условиях правления Харпера, это звучит как насмешка. Однако во времена Кретьена у нас были теплые отношения и подобные высказывания никого не удивляли.

Казалось бы, этому препятствовало главное «яблоко раздора» – Арктика. Однако и тут мы могли прекрасно договориться. Разумеется, Кретьен не собирался дарить нам весь арктический бассейн, но с пониманием относился к нашим претензиям на причитающуюся нам долю. Чего стоит его согласие провести встречу в верхах на Северном полюсе, символизирующую то, что главными арктическими державами являются именно Канада и Россия. И в бытность премьером Кретьена мы смело подписывали взаимовыгодные контракты на сотни миллионов и даже миллиарды долларов, о чем сегодня можно только мечтать. Сотрудничество касалось жилищного строительства, агропромышленного комплекса, транспорта, связи, авиационной и космической промышленности.

Из двух десятков канадских премьеров Кретьен и Трюдо были единственными франкоканадцами. Как показывает практика, в отличие от своих англоканадских коллег, зависящих от «исторических связей», они решительно продвигали свою страну к прогрессу. Для этого, оказывается, много не надо: всего лишь проводить независимую от США и Великобритании политику и не ссориться на ровном месте с Россией.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить