Ремни безопасности - ремни жизни

"Привязанный" пассажир в МЧС не нуждается

Лишь половина россиян считает, что в автомобиле надо пристегиваться ремнем безопасности, находясь на заднем сиденье. 23 процента этого никогда не делают, а 17 процентов пристегиваются в зависимости от обстоятельств. Между тем, цена этого вопроса — десятки тысяч жизней, которые можно было бы спасти, соблюдай участники дорожного движения правила.

"Какой же русский не любит быстрой езды", — писал великий писатель Николай Гоголь в одном из своих бессмертных произведений. За более чем полторы сотни лет, прошедшие с того времени, привычки россиян изменились мало. Изменилось другое — скорость, которую позволяют развить современные транспортные средства. Даже на "допотопных" "Жигулях", уходящих в историю, можно выжать полторы сотни километров в час, большинство же современных автомобилей без особого труда могут нестись со скоростью и 200, и даже 300 километров. К сожалению, во всем мире сохраняется актуальность и другой максимы классика — насчет "дураков и дорог".

И даже если дороги кое-где начинают напоминать европейские автобаны, то дураков, несущихся по ним с запредельной скоростью, все равно искоренить не удается. Да, впрочем, они сами себя потихоньку искореняют (увы, не только себя, но и соседей по дороге тоже) — число жертв ДТП в России в год составляет около четверти миллиона человек, из них со смертельным исходом — около 30 тысяч. И львиная доля последних приходится на превышение скорости. К счастью, прогресс в автомобильной сфере не обошел и сферу "форс-мажора". Вот уже более полувека назад были изобретены "ремни безопасности", в разы повышающие шансы на выживание попавших в автоаварии водителей и пассажиров.

Конечно, при лобовом столкновении на скорости километров так 200 (и даже 120) в час они мало чем помогут, но вот на скоростях пониже…По статистике, до 80 км/час выживают почти 100 процентов пристегнутых, до 100 — чуть меньше. А, заодно, отделываются они куда более легкими травмами.

Например, хороший знакомый автора статьи, возвращаясь с поминок по отцу, последнему остававшемуся у него близкому человеку, уже почти доезжая домой, "отключился" за рулем, не вписался в поворот… В итоге его "Ланос" очень близко "познакомился" с деревом на обочине, вмятина в моторном отсеке была почти метровой глубины, машина перевернулась, через пару минут загорелась…Тем не менее, кузов, пусть и выпущенный на Запорожском автозаводе, но разработанный дизайнерами еще "Опеля" в 90-х годах, столкновение на скорости где-то 80 км/час выдержал без сминания в груду железа. И проезжавшие мимо водители вытащили своего незадачливого коллегу, потерявшего сознание, из разбитой машины за несколько секунд до взрыва бензина. Самое же удивительное выяснилось потом. Пострадавший, несмотря на превращение автомобиля в металлолом, отделался фактически "легким испугом" — небольшим сотрясением мозга, легким ушибом грудной клетки (не о части авто — о ремень безопасности) и ссадиной правой коленки. Из больницы его выписали спустя три дня, правда, дома пришлось поглотать таблетки еще пару неделек, пока организм не восстановился полностью.

Читайте также: Российская борьба за промилле

Между тем, в Интернете без труда можно найти емкое и красочное описание того, что происходит с не пристегнутым водителем при столкновении на такой скорости.

  • спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; 
  • сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его, тогда как его пассажиры, если они не пристегнуты ремнями безопасности, продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч;
  • спустя 0,039 секунды водитель продвигается вперёд на 15 см;
  • спустя 0,044 секунды водитель грудной клеткой ломает руль; 
  • спустя 0,068 секунды он с силой в 9 тонн (!) ударяется о приборный щиток; 
  • спустя 0,092 секунды водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головой в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа;
  • спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад — он уже мёртв.

Ясно, что вовремя среагировать на удар, уперевшись руками, при таком хронометраже никто не успеет. Да и задержать движение тела, ставшего весить 9 тонн (это аналогично падению с 6 этажа), не сможет даже самый крутой культурист или штангист. Не поможет тут и "подушка безопасности". Ее умные инженеры спроектировали так, чтобы в миг опасности она надувалась со скоростью, опережающей движение человека после столкновения. Это, грубо говоря, около 300 км/час.

Конечно, для непристегнутого водителя удар такой подушкой, все же, будет чуть менее травматичным, чем перелом грудной клетки о руль — но, все равно, мало не покажется. Запредельные перегрузки и "тупая травма" все равно могут вызвать несовместимые с жизнью повреждения. Потому "забугорные" машины обычно снабжены "противным" зумом, не утихающим до тех пор, пока пассажиры не пристегнут ремни после посадки. Фирма-производитель заботится о том, чтобы ее меры безопасности не привели к печальному исходу из-за безалаберного игнорирования пользователями технологии их использования. В полной мере вышеуказанная информация касается и пассажиров, находящихся на заднем сиденье.

Удар с силой в 9 тонн о спинку сиденья переднего, пусть даже немного подавшегося вперед — это тоже и внутренние кровотечения, и перелом ребер, и сотрясение (обычно — ушиб, более тяжелая степень) мозга. А если "повезет" встретиться со злосчастной спинкой носа, его косточки запросто могут проломить тоненькую "решетчатую кость" и войти в мозг — что обычно вызывает мгновенную смерть. Кстати, такой смертельный удар по носу потому и широко применяется в восточных и прочих единоборствах.

А еще не стоит забывать и о возможных повреждениях водителя и переднего пассажира, когда в их спину ударят 9-тонные "болванки", в которые мгновенно превращаются пассажиры задние. Так что последним надо думать не только о себе — но и о соседях по авто. В противном случае, спустя мгновения после аварии, думать будет уже некому. Кстати, небольшой штрих в тему — обычный ремень безопасности спасает задних пассажиров от многих неприятностей — но, увы, не от всех. Для гораздо более полной гарантии необходим еще и подголовник заднего сиденья — или, хотя бы, достаточно высокая спинка последнего, на которую можно положить голову. Это приспособление — не только для того, чтобы пассажир мог с комфортом подремать. Водителю, вообще, спать за рулем не положено — однако ж подголовник есть и у него. Просто без этого предмета при столкновении у жертвы ДТП ее голова после кратковременного броска вперед, тут же возвращается назад, запрокидывается, переразгибается в шее, подобно хлысту…

В итоге происходит так называемая "хлыстовая травма" — перелом шейных позвонков, нередко — с разрывом спинного мозга. А это — тетрапарез, потеря контроля над всеми четырьмя конечностями, инвалидность первой группы, причем, почти без надежды на выздоровление на фоне наличных методов лечения. Если же на пути у затылка пострадавшего окажется подголовник — сотрясения мозга, конечно, от мощного удара не избежать, но это несравненно "меньшее зло", чем "хлыстовая травма".

Читайте также: Снег и алкоголь: трагедия с 11 жертвами

А теперь давайте прикинем, сколько жизней и здоровья жертв ДТП можно было бы спасти, выполняй последние правила дорожного движения, в том числе и в плане пристегивания ремнями безопасности? Допустим, из 30 тысяч погибших это будет не ровно половина, ведь часть из них носились с такими скоростями, что никакие ремни не спасут. Но, все же, тысяч 10, наверное, могли бы остаться в живых. А сколько людей могло бы сохранить здоровье, отделавшись более легкими травмами из 250 тысяч оставшихся в живых после аварий…

Увы, цитированный опрос убедительно показал — добрая половина россиян так и не осознало, что в плане использования ремней "спасение утопающих — дело рук самих утопающих". Не сделаешь заветного щелчка — в случае аварии тебе не поможет ни ГАИ, ни "подушки безопасности", ни самая надежная страховка, ни самая современная и дорогая медицина. Впрочем, для успокоения совести ленивые или желающие большего комфорта во время езды люди нередко ссылаются на случаи, когда ремни якобы могут навредить. Типа, "а если машина в воду упадет, и я не успею отстегнуться" или "лучше вылететь из авто через разбитое переднее стекло — и тем избежать риска сгореть в ней".

Хотя по реальной вероятности таких событий, да еще с благополучных исходом (вряд ли удастся выжить, пролетев несколько метров через лобовое стекло, при падении на землю сломав шею или ударившись головой) такие "размышлизмы" более напоминают чистой воды фантастику, причем малонаучную. К сожалению, настрой значительной части автомобилистов и их пассажиров так и продолжает описываться в терминах старой русской поговорки: "Пока гром не грянет — мужик не перекрестится". Расплатой же за такое отношение становятся десятки тысяч жизней и потерянное здоровье у гораздо большего количества жертв ДТП.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Темы взрыв
Обсудить