Россия-Белоруссия: Театр драмы и комедии имени Союзного государства

Политики опять норовят испортить хорошее дело
 
Как ни в чем не бывало, российские власти продолжают ковать сталь российско-белорусского союза и торопят белорусского президента Александра Лукашенко с введением в качестве единой валюты российского рубля .
 
Национальный банк Белоруссии уже успел отрапортовать о своей готовности стать вторым эмиссионным центром союзного государства. Все дело теперь за политиками. У Лукашенко для маневра сегодня не осталось даже пяди земли. Но, похоже, его капитуляция может обойтись России весьма дорого. Несмотря ни на какие политические осложнения процесс интеграции Белоруссии с Россией продолжается. По крайне мере представители российской власти изо всех сил делают вид, что все идет гладко.
 
Как будто не было ультиматума Владимира Путина и последующей истерики белорусского президента, назвавшего предложения своего российского коллеги "унизительными" и "недопустимыми".
 
Сегодня премьер-министр России Михаил Касьянов на заседании правительства заявил, что переход на единую валюту вполне реально осуществить за ближайший год. По его словам, "в России все, без исключения, ветви власти — президент, правительство, Федеральное Собрание и общественность выступают за скорейшую интеграцию и введение единой валюты".
 
Все дело только за решимостью белорусской стороны. Лишь бы президент Лукашенко положительно откликнулся на предложение Владимира Путина. Касьянов уверен: "есть все условия, чтобы приблизить этот процесс". Общение российской и белорусской властей в который раз начинает напоминать беседу слепого с глухим. Со стороны это выглядит каким-то развлечением высоких сановных властителей, которым наскучило занудное дело управления народами.
 
Российские и белорусские ведомства периодически обмениваются грозными репликами, пресса обеих стран с готовностью печатает цифры убытков от "союзнических отношений" , затем также охотно — статистику взаимных выгод и удобств.
 
Александр Лукашенко публично обижается на Москву, говорит о каком-то московитском двуличии . В Минск поспешно выезжают эмиссары-примирители. Вскоре выясняется, что белорусского президента неправильно поняли. Через некоторое время все повторяется. А процесс интеграции как бы идет сам по себе. Между тем отношения обеих сторон союза в отношении единой валюты все так же далеки от безоблачной ясности. И то, что в России предпочитают делать вид, что все давным-давно решено, и осталось только бумаги подписать да дать отмашку министрам, нисколько не приближает Россию и Белоруссию к введению единой валюты.
 
Еще месяц назад, критикуя российский подход к объединению, Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия тоже за ускоренное введение единой валюты. Да хоть завтра перейти можно. Президента Белоруссии не устраивает в этом вопросе только отсутствие сколько-нибудь согласованного механизма . И это понятно. Александр Лукашенко уверен, что национальная валюта неразрывно связана с суверенитетом. А суверенитет — это право эмиссии.
 
И вот тут-то и зарыт главный камень преткновения. Александр Лукашенко подозревает Москву (причем, совершенно справедливо) в том, что Белоруссию хотят поставить в условия валютного неравноправия. "Если это равноправная, цивилизованная форма функционирования двух государств в зоне единой валюты — то тогда хоть с 1 января 2003 года", — заявляет он по поводу единой валюты. А это значит, что Национальный банк Белоруссии должен остаться независимым эмиссионным центром . Но такое развитие событий совершенно не устраивает Россию. Экономика страны не в том положении, чтобы позволить Белоруссии бесконтрольно кредитовать себя за наш счет. Лукашенко же, в свою очередь, не согласен, чтобы белорусский Нацбанк становился ординарным филиалом ЦБ РФ.
 
О каком тогда ускоренном введении единой валюты может идти речь? Очевидно, что сначала придется дожать упрямого "Батьку" на окончательное и бесповоротное политическое вхождение в состав России (на что он также категорически не согласен), а потом уже решать конкретные экономико-хозяйственные вопросы. Однако госсекретарь российско-белорусского государства Павел Бородин почему-то полон оптимизма. По его словам не позднее, чем через пару лет единственным платежным средством в России и Белоруссии станет российский рубль. Затем последует единый союз, единый президент, единый парламент и единое российско-белорусское государства. Впрочем, откуда все это возьмется, лукавый Бородин не объясняет. Впрочем, возможно, что из Минска ему это виднее.
Автор Дмитрий Литвинович
Дмитрий Литвинович — корреспондент, обозреватель, бывший главный редактор Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить