Урок для гражданского общества

В начале февраля 2010 года заключенный исправительной колонии № 1 Тульской области Виталий Бунтов поднял на ноги Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН), прокуратуру, местных (и не только) правозащитников. Мужчина передал на волю своей семье заявление, в котором рассказал о "зверских пытках", которым его подвергло руководство колонии. В качестве доказательства к письму был приложен пакетик с ногтями, якобы вырванными у него сотрудниками ФСИН.

Бунтов сообщил, что в колонии создана неофашистская организация, в которую входит все руководство исправительного учреждения. У организации есть тайный устав, клятва, а боевиков и киллеров лидеры тайного общества вербуют из заключенных. "Обкатку" завербованные проходят здесь же, пытая, по заданию охранников, других заключенных.

На территории колонии, согласно письму Бунтова, собран целый арсенал пыточных средств. Скрывать результаты издевательств помогают специальные препараты, предоставляемые начальником медицинской части ИК, "одни из которых необратимо превращают человека в дебила, другие "рассасывают" гематомы и не дают умереть прежде времени".

В киллеры готовили и Бунтова, обещая, как он утверждает, через пять лет членства в организации выпустить на волю с новыми документами - в России или за границей. Однако произошла накладка: "Оказалось, что я еврей по национальности".

Бунтов рассказал о происходящем жене и написал прошение о переводе в другую колонию.  В ответ руководство ИК якобы подвергло его "изощренным пыткам", в частности, с помощью специальных устройств у него вырвали ногти.

Такова предыстория большого тульского скандала по версии самого заключенного. Родственники Бунтова обратились к правозащитникам, правозащитники продемонстрировали письмо и ногти журналистам, в том числе на пресс-конференции в Москве. Информация "о зверских пытках в ИК-1" облетела все СМИ.

ФСИН пригласила журналистов и правозащитников посетить колонию и встретиться с Бунтовым. Тульский правозащитник Валерий Анисин, председатель общественной наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного лишения свободы,  по итогам визита рассказал журналистам: "Это крепкий молодой человек, 120 килограммов живого веса, прекрасно знает Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный, но при этом "глаза закатывает", косит под "дурку". Ногти у него на руках есть. То есть лично я сомневаюсь в правдивости его заявления".

Фото: AP

Тогда же выяснились подробности биографии возмутителя спокойствия. Он был осужден в 2002 году в Хабаровском крае за убийство своей знакомой и покушении на жизнь милиционера. Суд приговорил Бунтова к пожизненному заключению, однако потом Верховный суд снизил срок заключения до 25 лет. По некоторым данным, в колонии в Хабаровском крае Бунтов поднял скандал, уверяя, что его пытаются втянуть в организацию, производящую наркотики. В итоге он оказался в ИК в Тульской области.

Неясным в этой истории остается только происхождение ногтей, переданных родственникам. Только запутало дело сообщение ряда СМИ о генетической экспертизе, доказавшей, что ногти принадлежат Бунтову. Впрочем, адвокат заключенного как раз возмущался, что провести генетическую экспертизу не позволяют сотрудники колонии.

Интересно другое - медицинский эксперт, посетивший заключенного вместе с адвокатом, обнаружил у него "повреждение ногтевых лож". Ту же картину застали накануне и представители Общественной палаты РФ. "Эксперты ОП убедились в отсутствии ногтевых покровов у заключенного (свежие ногтевые пластины появились менее, чем на 1/3)", - сказано в заявлении ОП, опубликованном 5 марта.

История скандального заключенного вышла на новый уровень, докатившись до Москвы, до Общественной палаты. Теперь уже ОП намерена добиваться "официальной экспертизы состояния здоровья заключенного Бунтова". Представители Общественной палаты настаивают, что Виталия Бунтова следует вывезти в специализированную клинику для проведения комплексного обследования, а затем проверить его показания с помощью полиграфа.

Желание досконально разобраться в этой запутанной истории понятно, но сама история все больше смахивает на фарс. Русскоязычный израильский ресурс "Седьмой канал" уже сообщает, что "дело Виталия Бунтова имеет антисемитский подтекст".

Тульский правозащитник Валерий Анисин в разговоре с корреспондентом "Правды.Ру" подтвердил, что во время первого посещения колонии ногти на руках Бунтова были. В колонии, по словам правозащитника, его сопровождал независимый медицинский эксперт, который также не обнаружил следов пыток.

Гражданское общество реагирует и это хорошо. Но нельзя исключать и такой версии: заключенный банально манипулирует обществом, обращаясь то в одну, то в другую организацию, начиная от местных и заканчивая федеральными. Причем использует все возможные аргументы, чтобы вызвать наибольший резонанс. Что дальше - обращение к мировому сообществу?

И нельзя ведь сказать, что Бунтов находится в информационной блокаде. Третий месяц к заключенному приковано внимание журналистов и правозащитников. Но скандал, лишь ненадолго затихая, раз за разом вспыхивает с новой силой.

Чем бы дело ни кончилось, уже сейчас можно сказать, что оно, несомненно, станет важным уроком для гражданского общества.

Читайте в разделе "Политика"

Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *
Обсудить