Гламурный кризис

Падение спроса на продукцию сегмента Luxury, Premium и Upper Middle в России в 2009 году составило в среднем 15-20% (в рублях), что при росте курса доллара и евро трансформировалось в падение на 40-45% в валюте. Большинство люксовых операторов приостановили экспансию и сосредоточились на развитии уже действующих проектов в крупных городах России.

Падение спроса спровоцировало изменение ценовой политики магазинов, продающих люксовые бренды. В сезон распродаж скидки достигали 70%, что позволило многим ритейлерам практически сохранить обороты, при этом цены в этом период были сопоставимы с ценами на аналогичную продукцию в гламурных столицах континентальной Европы — Париже и Милане, сообщается в обзоре RRG.

Кстати, многие территориально российские клиенты люксовых брендов по-прежнему предпочитают отовариваться в Европе. Основные трудности с продвижением люкосового ритейла в РФ специалисты компании связывают с необходимостью серьезных инвестиций при отсутствии дешевых заёмных средств.

Затраты в открытие одного магазина составляют 12-15 тыс. евро на квадратный метр площади магазина. При этом работающие в дорогом сегменте компании в основном открывают магазины площадью 150-300 кв. м. Кроме того, высокие затраты компании несут и на покупке коллекции, заказ и предоплата которой происходит за 7-8 месяцев до доставки. Как утверждается в обзоре исследовательской группы, срок окупаемости магазина составляет 5-7 лет.

Как известно, большинство люксовых операторов не работают в России напрямую, предпочитая опираться на местных партнеров, знающих особенности ведения бизнеса в стране. Естественно, это снижает и риски и затраты на открытие новых магазинов.

Читайте также: "Чавес наказал "непослушные" банки и магазины. Конфискацией"

Однако в минувшем году низкая рентабельность вынудила свернуть деятельность ряда люксовых ритейлеров в России. В столице закрыты все магазины Diesel, от франшизы которой отказалась компания "Винтаж Технолоджи". Открытые в 2007 году Stella McCartney и Alexander McQueen на Кузнецком мосту также ушли с рынка. Низкая рентабельность покончила и с деятельностью Vivienne Westwood.

Основная часть европейских брендов, открывающих монобрендовые магазины, уже представлены в России. Что касается американских брендов, то в основной массе они предпочитают развиваться в Северной Америке, и лишь некоторые выходят на европейский и российский рынки.

В ходе исследования компанией RRG рассматривались 272 бренда категории "люкс", открывающих монобрендовые магазины и развивающихся в России. Наименьшую долю в России (16%) занимают бренда класса Luxury (самые дорогие и известные бренды), наибольшую — Premium — 45% (престижные, но несколько менее дорогие и узнаваемые марки). Среднее положение — 39% - занимает сегмент Uppe Middle — марки уровня выше среднего, предназначенные и для массового потребителя).

Люксовые бренды присутствуют во всех семи федеральных округах РФ с явным перевесом европейской части России. В Центральном федеральном округе расположено 527 монобрендовых магазинов, причем 513 магазинов сосредоточены в Москве, которая, собственно, являет собой весь люксовый рынок ЦФО.

Вторым по количеству магазинов класса "люкс" является Северо-западный федеральный округ, в котором находится 120 магазинов, из которых 101 магазин расположен в Санкт-Петербурге, 19 — в Калининграде. В других городах округа люксовые магазины отсутствуют. При этом люксовые магазины расположены в 10-ти городах Приволжского и 8-ми городах Южного федеральных округов. По данным консалтинговой компании RRG, наименьшее количество магазинов люксовых операторов находится в Дальневосточном федеральном округе — 12, причем 7 из них расположены во Владивостоке.

В основном магазины люксовой тематики расположены в областных центрах, причем в 62% случаев операторы предпочитают открывать магазины в торговых центрах. Это характерно в первую очередь для Центрального и Южного федеральных округов.

Читайте также: "Антикризисные маневры на рынке торговой недвижимости"

А вот в Уральском и Сибирском федеральных округах операторы, наоборот, предпочитают открывать люксовые магазины в формате стрит-ритейла. В Северо-западном, Приволжском и Дальневосточном округах магазины в рассматриваемых сегменте распределены равномерно, как в формате стрит-ритейла, так и в торговых центрах. Стоит отметить, что, как правило, операторы класса Luxury вне зависимости от места расположения предпочитают открывать отдельные брендовые магазины.

Как полагают аналитики, дальнейшее развитие люксовых брендов на российском рынке будет зависеть от экономической ситуации в целом. При постепенном выходе из кризиса можно прогнозировать рост покупательской способности, а значит, рост спроса на более дорогие товары, вследствие чего заинтересованность люксовых операторов в работе в России может повыситься.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить