Новый год: на земле и в космосе

198689.jpeg

Новогодние праздники приходят одни для всех - рабочих и служащих, военных и гражданских, взрослых и детей. Однако специфика профессии или чрезвычайные обстоятельства накладывают на встречу Нового года свой отпечаток. 

Во время Великой Отечественной войны солдаты в окопах и землянках накануне праздника не теряли бдительности - ведь по ту сторону линии фронта был противник, который мог попытаться использовать ожидаемое расслабление для начала атаки. Командование позволяло лишь небольшие вольности - немного украсить поставленные в землянке еловые лапы, а того, кто сменился с наряда - одарить лишней стопкой спирта.

Но люди не могли без праздничного настроения. В мемуарах ветеранов можно найти такие описания: "В гильзу от 37-миллиметрового снаряда зенитчики установили карликовую березку, нарядили ее обертками от консервов из праздничного пайка. На верхушку "елочки" водрузили конфету в яркой обертке. На праздничном столе красовались банки с консервированной колбасой, американской тушенкой, кусковой сахар и фляжка со спиртом. А сказочных персонажей Нового года - Деда Мороза и Снегурочку слепили из снега..."

В тылу люди старались соблюдать традицию украшения дома, накрывали, чем могли, новогодний стол. Меню состояло из продуктов, которые можно было тогда достать: вареная картошка, сухое молоко, чай, сахар, тушенка и яичница из порошка.

Взрослые старались порадовать детей, отыскивая редчайшие по тому времени конфеты или самостоятельно готовя из сахара леденцы на палочках. Самые тяжелые встречи Нового года были в блокадном Ленинграде.

Очевидцы тех лет вспоминают подобные обращения: "Дорогие товарищи, послезавтра мы будем встречать новый, 1943 год. Второй Новый год встречаем мы в блокаде... Но мы, несмотря ни на что, и прошлый год встречали с поднятой головой, не хныча и не ноя и, главное, ни на минуту не теряя веру в нашу победу... Наш быт сейчас, конечно, очень суров и беден, полон походных лишений и тягот. Но разве можно сравнить его с бытом декабря прошлого года, когда на улицах замерло всякое движение, исчез в городе свет, иссякла вода...

А сейчас все-таки ходят трамваи - целых пять маршрутов! Сейчас поет и говорит радио, в два наши театра и кино не пробьешься, целых три тысячи ленинградских квартир получили свет. Это живой, напряженно трудящийся и даже веселящийся в часы отдыха город, а ведь блокада-то все та же, что и в прошлом году, враг все так же близок, мы по-прежнему в кольце, в окружении".

...После войны встречи Нового года вновь обрели привычный для всех облик - елка, дед Мороз со Снегурочкой, гуляния. С появлением телевизоров праздник стали сопровождать трансляции концертов и новогодних обращений первых лиц страны.

Но люди некоторых профессий празднуют Новый год по-своему - милиционеры, врачи скорой помощи, военные, которым выпали дежурства, и т. д.

Каждый раз заступающие на "новогодний" пост стражи закона получают от руководства одни и те же рекомендации: строго следить за порядком, при этом проявляя максимальную выдержку и обходительное отношение к гражданам, особенно тем из них, кто возвращается из гостей навеселе. Милиционеры имеют и еще одно предписание на Новый год - сотрудники должны предельно оперативно выезжать на вызовы - всем известно, что разогретые спиртным граждане склонны к бытовым ссорам.

Необычно встречают Новый год и врачи дежурных бригад "скорой помощи" - у них обычно тоже хватает в это время работы. Как показывают многолетние наблюдения работников травмпунктов, накануне Нового года и 1 января число пациентов, обращающихся за помощью, увеличивается в полтора раза.

С двадцати трех часов вечера 31 декабря медики встречают "первую волну" - пострадавших любителей петард. А вторая волна, накатывающая обычно уже под утро, носит условное наименование «упавшие в танце» - это пациенты с травмами рук и ног, неудачно приземлившиеся дома или на улице.

Третий же вал пострадавших медики встречают во второй половине дня 1 января - после того, как проснувшиеся граждане обнаруживают на своем теле следы бурного праздника - ушибы, вывихи, а также фиксируют пищевые отравления. В большинстве случаев пострадавших доставляют в больницу именно бригады скорой помощи, так что дежурные медики особенно ждут Рождества или Старого Нового года - чтобы уж эти праздники провести спокойно.

Самые же необычные встречи Нового года происходят на орбите - на борту международной космической станций. Экипаж МКС может совершенно законно встречать Новый год 15 раз подряд - ведь за сутки станция делает 16 витков вокруг Земли!

В этом году на станции будут отмечать праздник хотя и под елочкой, но без конфет, свежих фруктов и шампанского. Об этом недавно рассказал журналистам начальник Центра подготовки космонавтов им. Гагарина Сергей Крикалев - сам опытный космонавт.

"С мандаринами на орбите сложно - быстро вянут, зато искусственных елок на станции несколько. Что примечательно, там неважно, как их ставить - на пол или на потолок, и зверушки-игрушки в невесомости не висят, как на Земле, а торчат и смотрят в разные стороны", - рассказал Крикалев, который сам встречал на орбите Новый год трижды!

Вместе с ним этот рекорд принадлежит другому российскому космонавту Сергею Авдееву, который тоже трижды наряжал елку на орбите. Еще восемь человек встречали Новый год в космосе подва раза, а всего этот праздник на орбите отмечали 58 космонавтов: 38 россиян, 19 американцев и один немец.

Три раза за праздничным "космическим" столом оказывались представительницы прекрасного пола: Елена Кондакова - в 1995 году, Сунита Уильямс - в 2007-м и Сандра Магнус - в 2009 году. А троим мужчинам - Юрию Гидзенко, Уильяму Шеперду и Сергею Крикалеву даже довелось встретить на орбите новый XXI век!

Самые важные новости дня читайте на главной странице


Автор Максим Кондратьев
Максим Кондратьев — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить