Победила дружба: Узбекистан метит в лидеры региона

Лидеры четырех стран Центральной Азии провели неформальный саммит в Ашхабаде. Формально хозяином торжества был туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов, принимавший гостей V Азиатских игр. Тем не менее второй ключевой фигурой саммита стал президент Узбекистана - Шавкат Мирзиёев, который достиг важнейших договоренностей с лидерами Казахстана, Таджикистана и Туркмении.

Исторически так сложилось, что Узбекистан, будучи самой многонаселенной республикой Центральной Азии (население - 32 млн чел), играет ключевую роль в этом стратегически важном регионе.

Вектор внешней политики Ташкента изменился в декабре 2016 года, когда в должность президента страны вступил 59-летний Мирзиёев. Его приход к власти означал начало «нового экономического старта в Евразии», писал Forbes, называвший политика «узбекским Дэном Сяопином» (последний реализовал в Поднебесной масштабные экономические реформы,  благодаря которым Китай стал мощной экономической державой).

За четверть века (с 1991 по 2016 годы), пока страной руководил Ислам Каримов, отношения Ташкента с двумя соседями - Таджикистаном и Киргизией - по разным причинам резко осложнились, хотя они являются одним из главных условий экономического процветания Узбекистана.

Особенно напряженно складывались отношения с Таджикистаном. В 2000 году Узбекистан ввел визовый режим для его граждан, мотивируя этот шаг опасностью проникновения оттуда исламских фундаменталистов из Афганистана. Было прервано и железнодорожное сообщение, а в 2009 году Узбекистан и вовсе ввел транспортную блокаду: товары, следовавшие к таджикской границе, задерживались. В январе 2013 года Ислам Каримов приказал прекратить поставки природного газа в Таджикистан, нанеся его экономике серьезный урон.

Другой проблемой, вызвавшей холодную войну в отношениях двух стран, стала Рогунская ГЭС, против строительства которой выступал Каримов.

Его преемник Мирзиёев сразу после вступления в должность в декабре 2016 года предложил создать межправительственную комиссию, в рамках которой Ташкент и Душанбе могли бы урегулировать все спорные вопросы. И расчет нового узбекского лидера оправдался.

На одной из первых встреч стороны сразу же договорились открыть на таджикско-узбекской границе новый КПП, возобновить железнодорожное сообщение и авиарейсы Ташкент - Душанбе.

Но проблема строительства Рогунской ГЭС на реке Вахш, в притоке Амударьи, кажется трудноразрешимой. В Ташкенте опасаются, что с вводом ее в строй Узбекистан начнет ощущать нехватку воды, поскольку Таджикистан, создав комплексную систему плотин, сможет контролировать водные потоки. Тем не менее Мирзиёев в этом вопросе решил отказаться от политики давления на соседа и призвал его к диалогу.

Еще одна проблема, которую решают Узбекистан и Таджикистан, это демаркация границ. Их протяженность составляет около 1 тыс. км, из которых пятая часть «размыта»: в каждой из двух стран есть по несколько «соседских» анклавов. Но, судя по всему, и эта проблема вскоре будет решена: созданы рабочие группы для поиска компромисса.Другой страной Центральной Азии, с которой при Исламе Каримове у Узбекистана осложнились отношения, стала Киргизия. Но Мирзиёев нанес туда визит, в ходе которого подписал со своим коллегой Алмазбеком Атамбаевым договор о госгранице, положивший конец многолетним спорам о делимитации.

Кроме того, лидеры двух стран обсудили перспективу строительства железной дороги «Китай  - Киргизия - Узбекистан». Она, считают в Ташкенте, существенно упростила бы логистику экспортных поставок к портам Поднебесной на восточном побережье и оттуда в Южную Корею и страны Юго-Восточной Азии.

Мирзиёев с Атамбаевым договорились и о чартерных авиарейсах «Узбекских авиалиний» в аэропорт Иссык-Куль в курортной зоне высокогорного озера в Киргизии. Также был подписан Меморандум о сотрудничестве, предусматривающий транзит туркменской электроэнергии через территорию Узбекистана в Казахстан и Киргизию.

В ходе визита Мирзиёева в Бишкек случилась сенсация: узбекский лидер заявил, что Ташкент отныне не только не возражает против строительства Камбаратинской ГЭС на трансграничной реке Нарын-Сырдарья, но даже сам готов в нем участвовать. Ранее, как известно, Ислам Каримов был категорически против.

В октябре в Ташкент приедет президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. Это, кстати, будет третья встреча президентов двух стран за последний год, что свидетельствует об установлении между ними теплых личных отношений.

Особых проблем с Казахстаном Узбекистан не имел и раньше, так что недавний визит Нурсултана Назарбаева в Ташкент был призван еще сильнее укрепить партнерские отношения. Особое место в его переговорах с Мирзиёевым заняли вопросы торгово-экономического развития.

Лидеры выразили удовлетворение итогами состоявшихся в Астане и Ташкенте двух бизнес-форумов с участием предпринимателей из обеих стран: там были подписаны соглашения на 1,2 млрд долларов. Договорились стороны и о поставке в Узбекистан военной техники (казахская компания Kazakhstan Paramount Engineering готова отправить соседям бронированные автомобили с противоминной защитой). Ранее Узбекистан и Казахстан подписали План военного сотрудничества, включающий совместную оперативную и боевую подготовку войск, а также взаимодействие в сфере военного образования.

Энергичные шаги нового руководства Узбекистана по углублению сотрудничества с соседними странами свидетельствуют о намерении Ташкента играть лидирующую роль в экономике региона. Мирзиёев хочет сделать свою страну локомотивом регионального развития. И хотя на эту роль давно уже претендует Казахстан, в тандеме обе страны могли бы только выиграть.

Автор Айдын Мехтиев
Айдын Мехтиев — политолог, востоковед, комментатор, аналитик, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *