Курды заплатили кровью за право независимости

Право на мечту: курды заслужили независимость кровью

Подавляющее большинство иракских курдов высказались за осуществление своей вековой мечты. Пока подведены предварительные итоги вчерашнего референдума: 93% его участников проголосовали за обретение полной независимости. Окончательные результаты будут известны в четверг, 28 сентября. Но в целом исход ясен — и обоснован.

Курды с оружием в руках смогли защитить свои исконные земли от банд международных террористов и теперь по праву могут самостоятельно распоряжаться своей судьбой, определяя свой государственный статус и форму управления своими регионами.

Почему-то решение населения Каталонии провести аналогичный референдум по вопросу об отделении от Испании не вызывает у мирового сообщества и соседних государств такого неприятия, как референдум иракских курдов. Багдадские же правители (режим Абади/Малики), иранские аятоллы, Эрдоган, ряд других "друзей" курдского народа восприняли волеизъявление населения Иракского Курдистана на грани истерики. Даже Вашингтон предлагал перенести это важнейшее событие в истории курдского народа на неопределенное время.

Но, как говорят на Востоке, собака лает, а караван идет. Есть определенная уверенность, что иракские курды наконец-то смогут осуществить свою вековую мечту — создать независимое, суверенное государство. На экспертном уровне есть понимание того, что только таким образом курды способны защититься от дальнейших нападений и агрессивных устремлений экстремистов из числа суннитских или шиитских региональных центров силы. Столица Иракского Курдистана Эрбиль сможет стать не только оазисом мира и благополучия, административным центром курдов, но и обеспечить расцвет богатой культуры и тысячелетних традиций всего курдского этноса.

Если бы центральные власти Ирака и других стран с курдскими районами гарантировали курдам равные права и свободы с титульными нациями (арабами, турками, персами), включая местное самоуправление, использование курдского языка и равное представительство в центральных органах власти, то курды могли бы и дальше оставаться в составе существующих государств.

Ведь курды не экстремисты, не сепаратисты. В силу своей политической, национальной и конфессиональной толерантности они могут прекрасно сотрудничать с другими группами населения. Более того (на примере Ирака и Сирии), курды могли бы стать связующим звеном и стержнем в будущих многонациональных государствах и выступать посредниками в разрешении межарабских споров и конфликтов.

Власти Ирака, Сирии, Ирана и Турции должны с пониманием отнестись к законным требованиям своих курдских меньшинств и обеспечить им мирное самоопределение с перспективой сохранения с ними добрососедских, взаимовыгодных отношений и долговременного сотрудничества в сфере региональной безопасности.

40-миллионный курдский народ с более чем тысячелетней историей представляет совокупность многочисленных племенных групп, расселенных главным образом в районах гор среднего и северного Загроса и в верховьях рек Тигр и Евфрат — в регионе, условно называемом Курдистаном (страной курдов).

В свое время существовали курдские княжества, эмираты, королевства и республики, но сейчас курдских национальных государств не существует. Главной причиной тому послужила колониальная политика стран-победителей в Первой мировой войне. Интересы курдского народа не были учтены при разделе территорий бывшей Османской империи и создании в 1921-1926 гг. новых государств Францией и Великобританией. Волею великих держав он оказался на положении национальных меньшинств в Турции, Ираке и Сирии.

Руководители этих стран, как и соседнего Ирана, изначально взяли курс на насильственную ассимиляцию курдов и их всяческое притеснение. Повсеместно запрещались курдский язык, курдские партии и общественные организации, курды оставались на положении изгоев или граждан второго сорта у себя на родине. Нормой стали массовые депортации курдов, лишение их гражданства, заселение лучших курдских земель турками, арабами, персами.

Курдское национальное движение и восстания жестоко подавлялись центральными властями, вплоть до применения против мирного населения химического оружия во времена правления Саддама Хусейна в Ираке (г. Халабджа, 1988 год). Турецкие власти долгое время называли курдов "горными турками", сирийское баасистское правительство лишило гражданства свыше ста тысяч курдов.

Тем не менее курдам удалось не только сохраниться как самобытному этносу, но и занять свое достойное место в политической и общественной жизни стран пребывания. Сегодня основная масса курдов проживает в Турции (20 млн), Иране (9 млн), Ираке (6 млн) и Сирии (3 млн). Имеются также курдские общины в странах ЕС, России, Казахстане, Армении, Грузии, Азербайджане, Афганистане и ряде других стран.

Расселение курдов по провинциям Ирана и их процентное соотношение к населению этих провинций (2010):

Оригинальная по своему богатству и разнообразию форм народная культура курдов отражает их этническое своеобразие, свободолюбие и упорное нежелание подчиняться чужой власти в любой форме. У курдов существует глубокая связь национальной идентичности с чувством любви к своей исторической родине. Подавляющее число курдов на уровне вековой мечты и национальной идеи никогда не откажутся от создания своего независимого курдского государства.

Наибольших успехов в своем самоопределении добились иракские курды. Согласно новой конституции Ирака они создали в четырех северных провинциях страны (Эрбиль, Дахук, Сулеймания, Халабджа) субъект федерации с самыми широкими правами и полномочиями.

Столицей Иракского Курдистана стал Эрбиль, у курдского региона имеются флаг, гимн, конституция, свод региональных законов, парламент, президент, правительство, другие органы законодательной и исполнительной власти, судебная система, спецслужбы, полиция, таможня, пограничные КПП, вооруженные силы (бригады "Пешмерга"), несколько десятков партий и сотни общественных организаций.

Бойцы "Пешмерги":

 

Все местные этносы и религиозные группы представлены в региональном парламенте.

Иракский Курдистан успешно осуществляет внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, функционируют два международных аэропорта, в регионе аккредитовано свыше 35 иностранных дипломатических представительств, сотни иностранных фирм и компаний, включая "Газпромнефть" и другие. Уже десять лет в регионе работает генконсульство РФ, курдские студенты обучаются в российских вузах.

Иракский Курдистан в постсаддамовский период превратился в оазис стабильности и благополучия на фоне враждующих между собой центральных и южных арабских провинций. В регионе быстрыми темпами восстанавливались инфраструктура, экономика, энергетика, сельское хозяйство, жилой сектор, возвращались ранее насильно перемещенные жители и беженцы. Были налажены взаимовыгодные торгово-экономические отношения с Турцией, Ираном и другими странами. Президент Иракского Курдистана Масуд Барзани и бывший президент Ирака Джалаль Талабани играли важную посредническую роль в преодолении вражды между арабами-шиитами и суннитами, локализации межарабских правительственных кризисов в Ираке и формировании центральных коалиционных органов власти.

Но развязанная правительством Нури аль-Малики кампания дебаасизации страны привела к масштабным чисткам и репрессиям среди арабов-суннитов. Нормой стали судебные и внесудебные расправы над суннитской оппозицией, взрывы суннитских мечетей, карательные акции шиитских "эскадронов смерти".

Эти действия новых иракских властей спровоцировали антиправительственные акции в суннитской общине, вынудили бывших военнослужащих и членов партии "Баас" создавать отряды сопротивления и перейти к партизанским и террористическим методам борьбы с шиитским правительством.

Как следствие, летом 2014 года несколько суннитских провинций восстали и по сути поддержали вторжение в страну бандформирований запрещенной в РФ террористической группировки "Исламское государство" из соседней Сирии. Наскоро сколоченная иракская армия оказалась неспособной отразить эту агрессию, в панике бежала, бросив на складах и в военных городках арсеналы тяжелых вооружений и боевой техники. В руках террористов оказался стратегически важный крупный город на севере страны — Мосул, десятки других городов и населенных пунктов, включая Синджар, где проживали в основном курды-езиды.

Возникла реальная угроза дальнейшего наступления банд исламистов на север страны в направлении Киркука и Эрбиля. Центральные власти пребывали в растерянности и не смогли защитить население своих северных провинций от агрессии и геноцида джихадистов.

Объективно курдские бригады "пешмерга" остались в тот период единственной военной силой, которая смогла остановить дальнейшее наступление исламистов на севере страны. Более того, при поддержке ВВС западной коалиции курды существенно потеснили боевиков, освободили Синджар и многие другие населенные пункты. Благодаря успешным действиям курдских воинов был освобожден и Мосул. В битве за него курды сыграли весьма важную роль.

Итальянский инструктор в рядах "Пешмерги":

Командир эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-16 ВВС Ирака  майор Мухаммед Анвар лично совершил более 200 боевых вылетов, в ходе которых успешно поражал наземные цели и позиции террористов на мосульском направлении. 31-летний пилот-курд из Эрбиля стал первым летчиком Ирака, освоившим эти современные самолеты.

Свыше двух тысяч бойцов "пешмерга" отдали жизни за свою историческую родину и своих близких. Они продемонстрировали всему миру высокий моральный дух, сплоченность, присущие им мужество и отвагу, верность традициям великих курдских полководцев — Салах эд-Дина и Мустафы Барзани.

Итальянские инструкторы с бойцами "Пешмерги":

Мировое сообщество по достоинству оценило роль и значение курдов в стабилизации ситуации в Сирии и Ираке и, в целом, в решении проблем региональной безопасности. Было признано, что курдские ополченцы защитили нашу цивилизацию от нашествия орд террористов-джихадистов, хлынувших в Сирию и Ирак со всего мира.

И если курдская проблема долгое время была в тени других региональных проблем (в первую очередь палестинской), то активное участие курдов в борьбе с силами международного терроризма заставило мир вновь обратить внимание на судьбу этого многочисленного народа, до сих пор не имеющего своей государственности.

Независимо от сроков окончательного изгнания боевиков из Ирака, правящее арабо-шиитское большинство в Багдаде пока не может вернуть к себе доверие со стороны арабов-суннитов и курдов. Сказывается большое влияние иранских шиитских фундаменталистов на багдадские власти.

Большинство договоренностей и соглашений между Багдадом и Эрбилем саботируется центральным правительством. Даже часть патриотически настроенных арабов-шиитов во главе с авторитетным духовным лидером Муктадой ас-Садром требуют отставки правительства и проведения новых парламентских выборов.

Есть серьезные основания ожидать продолжения вооруженного противостояния в стране между арабами-шиитами и суннитами, а также попыток возврата Багдада к шантажу и силовому решению курдского вопроса.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Станислав Иванов
Станислав Иванов - ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности (ЦМБ) Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН
Обсудить