Смогут ли электромобили заменить традиционные машины?

Недавно министр окружающей среды Великобритании заявил о намерении властей ввести запрет на продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями с 2040 года. Ранее похожие заявления прозвучали из столицы Франции. Сейчас в США и некоторых странах ЕС введены колоссальные льготы для владельцев электромобилей. Но смогут ли эти машины через двадцать лет стать единственными представителями автопарка? Ответ на этот вопрос выглядит не так уж однозначно.

Подобные заявления напоминают хрестоматийную историю с Ходжой Насреддином, который пообещал падишаху научить за 20 лет говорить его ишака. Но потом он объяснил своим друзьям, что "за 20 лет кто-нибудь да умрет: либо я, либо ишак, либо падишах": средневековому остряку в любом случае бояться было нечего.

Действительно, за два с лишним десятилетия может произойти все, что угодно: начиная со смены составов правительств и проводимой ими политики и заканчивая энергетическими и экологическими стратегиями государств. Скажем, сейчас электромобили позиционируются как эталон экологии. Но ведь в природе электричество в таких огромных количествах просто не встречается! К тому же, еще в прошлом веке стали говорить о том, что электрическое излучение вредно.

Впрочем, ограничимся пока более актуальными на сегодняшний день фактами, которые свидетельствуют о широкой поддержке западными правительствами программы перехода граждан на электромобили вместо машин с традиционными двигателями. В лидерах здесь, несомненно, находится Норвегия, где доля электрокаров уже достигла трети от общего количества автомобилей. Заметные успехи в этой области также достигнуты в Нидерландах и отдельных штатах США.

Основной причиной электромании зачастую являются не только "зеленые" убеждения покупателей, но и формальная дешевизна стоимости пробега, которая может быть в 10 раз ниже, чем у бензиновых машин. Больше всего новых владельцев привлекают колоссальные льготы при покупке, исчисляющиеся тысячами долларов или евро.

Например, в той же Норвегии электромобили освобождены от налога на регистрацию, который в этой стране составляет около половины итоговой стоимости автомашин.

Тем не менее даже в этой северной стране на электромобили пересело всего чуть больше 1% населения. В среднем же по ЕС этот показатель еще ниже — около 0,2%. Да, многие автомобильные компании вкладывают всё большие суммы в разработку электрических моделей. Но прогнозы о массовой электрификации автотранспорта все равно пока не сбываются — в частности, ожидания экспертов немецкого госбанка от 2009 года, которые предрекли к 2015 году замену 10% автомобильного парка на электрическую тягу. Не исключено, что нечто подобное ожидает и оптимистичные заявления об отказе от двигателей внутреннего сгорания к 2040 году.

Конечно, виной этому отнюдь не коварные козни мирового нефтяного лобби. Даже сейчас на автомобильное топливо уходит всего около 43% нефти. Но если транспорт откажется от бензина, то ему автоматически потребуется соответствующее количество электроэнергии. Несомненно, экологические оптимисты будут надеяться получить недостающие мощности благодаря источникам возобновляемой энергии — ветру и солнцу.

Но пока что геополитическая напряженность в регионах энергетических кладовых доказывает, что экономике без традиционных энергоносителей обойтись крайне сложно. Стало быть, в самом худшем случае нефть вместо перегонки в бензин будут сжигать в топках электростанций. Что, конечно, более экологически безопасно, нежели использование для этого куда более загрязняющего атмосферу угля.

Скорее всего переход на электромобили задерживается по причине совсем других факторов: высокой цены, небольшой дальности автономного хода от одной зарядки аккумулятора и длительного времени зарядки последнего (до нескольких часов — вместо пары минут на бензозаправке).

Кстати, эти аккумуляторы, в отличие от практически вечных бензобаков, имеют ограниченный срок службы, измеряемый всего лишь несколькими сотнями циклов заряда-разряда. При этом их стоимость весьма высока (от 5 до 20 тысяч долларов) и пока не имеет перспективы к снижению, поскольку в состав этих устройств входит весьма недешевый литий, цена на который с началом электромобильного бума и так за 10 лет выросла почти втрое. К тому же литиевые месторождения не бездонны; поэтому вполне возможна ситуация, что в один прекрасный день батареи электрокаров станут чуть ли не золотыми — пусть даже и при копеечной стоимости электроэнергии.

Ученые регулярно обещают разработать принципиально новые технологии аккумулирования электричества, хотя реальных прорывов на этом фронте замечено пока не было. При этом регулярно совершенствуются технологии топливных элементов — устройств, которые в результате высокоэффективного "холодного" горения топлива вырабатывают электроэнергию.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Экс-генерал бундесвера: Россия вернула войну в Европу
Константин Боровой: русские не понимают, что Крымский мост придется снести
Атлантический совет потребовал остановить Кремль и "Правду.Ру"
Призвавший взорвать Крымский мост американец ответил России
Переменки - вместе, а уроки - врозь
Константин Боровой: русские не понимают, что Крымский мост придется снести
Константин Боровой: русские не понимают, что Крымский мост придется снести
В России начаты испытания первого носителя "Калибров"
Франция готова к отношениям с Россией "без наивности"
Бить Запад надо с такой силой, чтобы он уже не встал
Бить Запад надо с такой силой, чтобы он уже не встал
Бить Запад надо с такой силой, чтобы он уже не встал
ИГ заявило о причастности к теракту в православном храме Грозного
Глава мирового хоккея "совершенно не согласен" с жалобами сборной России
США не признали выборы в Венесуэле
Как Украина опозорилась со взносом в Совет Европы
В Германии обнаружили смену курса Путина
В России начаты испытания первого носителя "Калибров"
Российские "Звери" победили в Каннах. Группа получила приз за саундтрек к фильму
Бить Запад надо с такой силой, чтобы он уже не встал
Константин Боровой: русские не понимают, что Крымский мост придется снести