Юбилей Нормана Эрнеста Борлоуга, американского агронома и генетика

Отцу первой цветной революции 100 лет

Сто лет назад, 25 марта 1914 года, родился Норман Эрнест Борлоуг (Norman Ernest Borlaug) — творец очередной цветной революции, получивший за нее в 1970 году Нобелевскую премию мира. Тут нет никакого парадокса. Мы знаем имена воинствующих революционеров и перестаем помнить имена революционеров-творцов. Однако селекционер познал бесплодие "зеленой революции".

Потомок норвежских эмигрантов, будущий американский агроном и генетик с мировым именем, Норман с детства работал на семейной ферме в штате Айова. На поприще науки Норман Борлоуг культивировал новые поколения ученых и одновременно гибриды разнообразных сельскохозяйственных культур. Этими двумя направлениями деятельности специалист по болезням растений занимался вплоть до своей смерти, наступившей в сентябре 2009-го, когда мэтру стукнуло 95 лет. Почти до самого конца селекционер оставался бодр и, стуча кулаком по столу, говорил репортерам, что "не имеет права почивать на лаврах до тех пор, пока 800 млн человек страдают от голода". Хотя успехи тоже налицо. Если в 1960-е годы недоедало примерно 40 процентов населения планеты, то в настоящее время, несмотря на чрезмерный рост народонаселения, недоедают всего 17.

Первых успехов в сельском хозяйстве мистер Борлоуг добился после окончания Второй мировой войны, когда Фонд Рокфеллера направил на борьбу с голодом группу американских агрономов в Мексику, ставшую крупным в Западном полушарии импортером зерна. Там на базе научно-исследовательского института по выращиванию пшеницы и маиса — сегодня он называется Международный центр улучшения кукурузы и пшеницы (CIMMYT) — удалось получить высокоурожайные и выносливые сорта пшеницы. К середине 1950-х урожайность пшеницы у южного соседа США возросла в три раза. Новые сорта прижились в Турции, в Пакистане и в Индии. В странах Юго-Восточной Азии коллегам Борлоуга, используя его методы селекции, удалось вырастить новые сорта риса и других злаковых.

К сожалению, нововведения сопровождались засолением почв, вызванных плохо спроектированными и обслуживаемыми ирригационными системами, а также загрязнением почв и поверхностных водоемов, обусловленных в значительной мере избыточным использованием удобрений и химических средств защиты растений. Тревогу забили не только экологи, но и социологи — механизация сельского хозяйства привела к уменьшению числа фермерских хозяйств. Проще сказать, способствовала росту безработицы.

Читайте также: Новый рис против глобального потепления

Борлоуга величают "отцом зеленой революции" — радикальной технической инновации в сельском хозяйстве развивающихся стран, благодаря которой, начиная с 1960-х годов, их запасы зерна утроились. "Зеленая революция" спасла миллионы жителей нескольких стран от голодной смерти.

Для заокеанских политиков ценность достижений Борлоуга носила идеологический привкус: они представляли собой альтернативу советскому социальному эксперименту. В 1968 году тогдашний глава Агентства международного развития США (United States Agency for International Development; USAID) Уильям Гауд (William Gaud) окрестил работы Борлоуга "зеленой революцией" — в пику большевистской "красной революции". Спустя пару лет, непрерывная шумиха вокруг результатов "зеленой революции", закончилась актом политического значения — вручением Борлоугу Нобелевской премии мира.

Как выразились члены Нобелевского комитета об ученом, он "больше, нежели любая другая персона нашего времени, обеспечил голодающий мир хлебом". К чести самого ученого следует сказать, он сам себя позиционировал как "в равной степени придерживающегося левых, так и правых убеждений".

В труде "Закон народонаселения" преподобного Томаса Роберта Мальтуса (Thomas Robert Malthus), впервые опубликованном в 1789 году, говорилось, что человечество размножается настолько быстро, что еды на всех не хватит. В работах этого священника приводятся выкладки: сколько может родиться народу, чтобы человечество не умерло с голоду. Теория Мальтуса приходит на ум не столько в связи с утверждением Борлоуга, которое он сделал в своей нобелевской речи, сказав, что "борьба с голодом еще не выиграна", сколько с позднейшими выкладками экспертов.

Читайте также: Эффект ГМО: жабры отрастут, но не у всех

Так, в 2011 году агентство Reuters опубликовало интервью с руководителем базирующейся в Лондоне международной неправительственной организации Oxfam Барбарой Стокинг (Barbara Stocking). По ее мнению, международная система производства продовольствия потерпела фиаско. 925 миллионов человек ежедневно голодают, а за ближайшие два десятилетия цены на продукты питания как минимум удвоятся. На сельское хозяйство окажут влияние климатические процессы, истощение почв, проблемы с источниками энергии и прочие негативные явления.

Нельзя обойти вниманием еще один немаловажный аспект, также порожденный "зеленой революцией" — споры о трансгенных сельскохозяйственных растениях. Обеспокоенность потенциальной опасностью ГМО базируется преимущественно на представлениях о том, что введение "чужеродных" ДНК в основные сорта продовольственных культур "противоестественно" и, стало быть, сопровождается риском для здоровья.

Второй дискуссионный аспект трансгенных сортов продовольственных культур связан с проблемами собственности и обеспечения доступа к новым продуктам и технологиям их получения. Как и про социальную революцию, про "зеленую революцию" можно сказать: "Есть у революции начало, нет у революции конца".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *