В московских детсадах появились куклы-инвалиды

Детям-инвалидам помогут куклами

Во время визита в США заместитель мэра по соцполитике Людмила Швецова увидела, что в местных магазинах продаются не только обычные куклы, но и куклы-инвалиды. Чиновница решила, что российским детсадам необходимы такие игрушки, дабы воспитывать у дошкольников толерантность. Однако специалисты считают, что Швецова подошла к проблеме не с того бока.

"Недавно в Америке я наткнулась на магазин, где продавались как обычные, так и куклы в инвалидных колясках, на костылях и с повязками на ножках, я ее купила и привезла в Москву", — поведала накануне журналистам Людмила Швецова.

Чиновница также сообщила, что дала поручение департаменту образования Москвы и департаменту социальной защиты населения Москвы сделать все возможное, чтобы такие куклы появились в каждой группе детского сада, во всех начальных классах школ Москвы и, по возможности, на прилавках магазинов.

"Наши дети должны воспитываться не просто в духе толерантности, а уважения к людям, которые в силу разных обстоятельств становятся инвалидами", — пояснила Швецова.

Далеко не всем идея чиновницы нравится. Например, Владимир Павлович Файнзильберг считает, что закупка кукол-инвалидов для детских садов — слепое копирование с Запада, которое не имеет никаких психологических обоснований. "Играя, дети сами что-то отрывают у игрушек и делают их инвалидами. Так вот, к этим игрушкам дети относятся очень трогательно.

Читайте также: Диана Гурцкая: Cын изменил меня

Копировать США нужно совсем в другом ключе, например, взять с них пример и устанавливать пандусы перед всеми без исключения зданиями, устанавливать специальные лифты для инвалидов, приспосабливать все виды общественного транспорта для людей с ограниченными возможностями. Нужно сделать так, чтобы инвалиду жилось комфортно в родном городе, а куклы — это просто смешно".

Не пришел в восторг от задумки Швецовой и заведующий кафедрой высшей математики №1 МИЭТ, доктор педагогических наук, доцент, профессор, преподаватель математики Физико-математического лицея №1557, учитель высшей категории Александр Александрович Прокофьев. Он тоже считает, что доброе отношение к инвалидам нужно воспитывать не куклами. Нужно показывать, что общество и государство заботятся об инвалидах. " Наша среда не приспособлена для жизни инвалидов. Только сейчас начали что-то делать для инвалидов. Само по себе воспитание доброго отношения — это совсем другое. Это воспитывается в семье, но создание кукол инвалидов — это недопустимо, у ребенка должно воспитываться бережное отношение к своему телу, он должен понимать насколько тяжело инвалиду жить", — сказал Прокофьев.

Впрочем, если Людмила Швецова так хочет привить детям "уважение к людям, которые в силу разных обстоятельств становятся инвалидами", то, наверное, стоит хотя бы в Москве лучше развивать инклюзивное обучение, то есть дать возможность детям-инвалидам учиться в общеобразовательных школах.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году по инициативе Московского центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег", она и по сей день является самой известной. Вопрос в том, что спустя 20 лет после открытия первой школы инклюзивного обучения изменилось не так уж много, и большинство общеобразовательных учреждений для детей-инвалидов все еще недоступны: нет специальных программ, нет обустроенной среды — помещений, специальных лестниц, подъемников, даже спецклавиатур у компьютеров и т. д.

Читайте также: Мальчика-инвалида выбросила из окна сестра, а не отчим

В то же время, по мнению специалистов, превращать общеобразовательные школы в школы для всех детей государству куда выгоднее, чем делить учеников на обычных и требующих особого отношения.

Бюджет специального образовательного учреждения в разы превышает стоимость обучения ребенка с инвалидностью в массовой школе, и даже переоборудование массовой школы для удобства инвалидов не пробьет брешь в бюджете.

Впрочем, буквально сегодня городской кабинет министров принял сводную программу развития Москвы на 2012-2016 годы. Согласно ей, уже в ближайшие годы образовательные учреждения приспособят для инвалидов: в 2016 году в столице будут работать по программам инклюзивного образования 410 детсадов, 1100 школ, 60 колледжей.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Ксения Образцова
Ксения Образцова — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить