Андре Грисбах: "Только в России я вижу будущее для своих внуков"

Семья немецкого графа ищет убежище в России

Беженцев из Германии в России не было со времен сталинского СССР. Напротив, с 1990-х годов в объединенную Германию толпами устремились русские немцы. Полгода назад в Москву прибыла немецкая семья с просьбой остаться здесь на длительный срок, чтобы иметь возможность трудиться и жить. Что заставило этих людей бежать из "благополучной" Германии?

15 минут славы

В последнее время члены немецкой семьи Грисбах (Griesbach) стали медийными персонами отечественных СМИ. Хотя это семейство, состоящее из бабушки, дедушки, двух взрослых дочерей и четырех внуков, приехало в Москву еще в конце декабря 2015 года, в прессе о них заговорили недавно. После того, как стало ясно, что эти бундесбюргеры не могут надеяться получить статус беженцев и остаться в России на более или менее длительный срок.

Давайте познакомимся поближе. Бабушка 51-летняя Карола (Carola) и дедушка 46-летний Андре (André), их старшая дочь 26-летняя Доминик (Dominique) со своими двумя детьми: 8-летним Андрэ-Люка (Andre-Luca) и 10-месячной Люной-Мари (Luna-Marie). Младшая дочь Каролы и Андре 22-летняя Юлия (Julia) со своими двумя детьми: полуторагодовалой Ханной Катариной (Hanna Katharina) и 6-месячным Мареком Александером (Marec Alexander). Они приехали из района Людвигслуст-Пархим (Ludwigslust-Parchim), что на юго-западе земли Мекленбург-Передняя Померания.

Красный Volkswagen Multivan, преодолев более 2300 километров по территории Польши, Латвии и Литвы, под Новый год прибыл в российскую столицу. Сначала с Грисбахами приехала также их третья дочь и еще двое людей, но они вернулись в Германию, после того как их прошение было отклонено.

В своем решении уехать в Россию семейство Грисбахов руководствовалось положениями российского Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах" и симпатиями к России.

С одной стороны, такой переезд — жест отчаяния, показывающий невозможность нормально жить и работать в родной стране. С другой — показатель дружбы с русским народом, доверия к политике, проводимой в настоящее время президентом Путиным.

Исторически Германия близка к России. Немецкая принцесса стала российской императрицей Екатериной Великой. Именно эта немка продолжила дело Великого Петра, а не его сыновья, дочери или жены. Известно, с какой жестокостью нацисты убивали русских, но, в отличие от американцев, советские солдаты кормили кашей голодных мирных жителей. Зато в западной зоне оккупации дохли от голода 750 тысяч неповинных граждан Рейха, в то время как нужных для борьбы с Советами нацистов и палачей американцы вывозили за границу.

Примеров дружбы русских и немцев — великое множество. Кто хочет, тот найдет…

Кроме исторических фактов, на что полагались Грисбахи? В соответствии с Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны, Российская Федерация в качестве одной из оккупационных властей должна гарантировать необходимую безопасность немецкому народу. Имеется в виду, что в качестве правопреемницы СССР Российская Федерация обязана принять на себя все обязательства Советского Союза — государства, победившего в войне Третий рейх и принявшего безоговорочную капитуляцию нацистской Германии. В том числе это касается и так называемого humanes Beutegut — "людского трофея".

Можно ли обвинить этих людей в наивности? Не знавши броду, сунулись в воду. Предварительно надо было нанять адвокатов, поинтересоваться у юристов и т. д. Легко говорить со стороны. Увы, этим людям пришлось срочно собирать свой нехитрый скарб и бежать за помощью к нам, поскольку в благополучной и политкорректной Германии для них не нашлось места.

Сработали пресловутые двойные стандарты. Они есть не только в отношении России. От них страдают и свои граждане, не согласные с политикой немецкого государства.

"Сейчас на Западе в своих пропагандистских целях рассказывают про нас всяческую несуразицу, — говорит глава семейства. — Что мы якобы занимались шпионажем, что у нас отобрали детей, что нас поместили в психиатрическую лечебницу и т. д. Западная пропаганда однозначно причисляет Россию к враждебным государствам, отсюда в тамошних СМИ непонимание, почему вдруг немцы уехали к русским".

В поисках будущего

А правда, почему уехали? В нынешней Германии нет "запрета на профессию", который действовал в Западной Германии в 1970-е годы. Тогда несогласных и "диссидентов" отстраняли от определенных профессий — учителей, преподавателей и прочих гуманитариев. Однако имеются другие "гуманные" способы выжить несогласных из страны. Не надо сажать в кутузку — достаточно надавить на экономический рычаг. Выставить счет с астрономическими суммами и привлечь за долги, выселив многодетную семью. Убийственным выглядит аргумент забрать из семьи детей на том основании, что родители не в состоянии обеспечить их материальные и духовные потребности по причине своей бедности.

"Мы с женой политически активные граждане. О слишком многих вещах, которые стали нам известны, мы говорили публично. Что касается Германии, то все еще подавляющее количество законов, влияющих на нашу повседневную жизнь, приняты во времена правления Адольфа Гитлера. Сейчас они легализированы на правительственном уровне. В Германии у нас были проблемы с полицией и властями. В Москве у нас возникли проблемы в связи с закрытием нашего счета — мы были вынуждены покинуть место нашего пребывания в хостеле и стали жить в фургончике… От российских властей я ожидаю понимания ситуации. Не для взрослых, прежде всего для детей. Только в России, а не в Евросоюзе и Германии, я вижу надежное будущее для своих внуков. Мы здесь, в России, исключительно ради будущего наших детей", — подчеркивает в разговоре Грисбах.

Отметим, что в прессе Грисбаха иногда называют графом. Вернее, он сам себя так именует: в этом легко убедиться, если зайти на его страничку в Facebook, набрав "Андрей Грисбах" кириллицей. Как он сам поясняет, титул "графа фон Лейхтенбергского" — это шутка. Никакого отношения к аристократии он не имеет. Данный титул Грисбах приобрел на аукционе ebay за 49,90 евро плюс 1,90 пересылка. В действительности Андре — "синий воротничок". Сначала делал микросхемы, затем работал водителем…

Он далеко не единственный, кто приехал в Россию, ощущая на родине реванш "коричневых сил". Начиная с 1993 года, к нам устремляются из Германии те, кто хотел бы обрести здесь свою вторую родину. Но о наличии такой тенденции упоминают редко. Слишком уж она расходится с представлением, что "на Западе — рай, а в России — ад".

Миграция подальше от мигрантов

Одной из причин давления на семью Грисбах стало их нежелание потворствовать политике бундесканцлера Ангелы Меркель и ее заокеанских кукловодов принимать так называемых "беженцев". Официальная пресса и ТВ говорят одно, а глаза видят совсем иное. Крепкие ребята в возрасте от 18 до 35 лет, которые составляют более 80 процентов беженцев, хорошо экипированные, финансово обеспеченные, с дорогими современными техническими средствами коммуникации никак не подходят под пропагандистскую картинку несчастных и обездоленных. Эти, по выражению Андре, Söldner, то есть "наёмники" (а другого слова у Грисбаха для них попросту не находится), служат средством для принуждения всех несогласных с политикой правящего в Германии режима.

Еще одна причина — те же самые политики, ратующие за антироссийские санкции и придвигающие армии к границам России, внутри своей страны принимают законы, которые способствуют оглуплению подрастающего поколения. Поскольку дозволяется переписывание истории и систематическое уничтожение столетней культуры немецкого народа.

Во время нашей беседы Андре Грисбах упомянул статью 123, пункт 2 Основного закона Федеративной Республики Германии. Процитируем ее полностью: "Заключенные Германской империей (в оригинале: vom Deutschen Reich) государственные договоры, касающиеся предметов, входящих согласно настоящему Основному закону в законодательную компетенцию земель, сохраняют силу, если они действительны и продолжают действовать согласно общим правилам права; при этом все права и возражения сторон сохраняют силу впредь до заключения новых государственных договоров компетентными органами, предусмотренными настоящим Основным законом, или до прекращения их действия на основании содержащихся в них положений".

К сожалению, разрешение на длительное пребывание в России семья не получила. К этому Андре Грисбах относится философски. "Теперь, когда мы не можем здесь оставаться, мы куда-нибудь уедем. Конечно, отправимся мы не в еврозону и не на Украину. Рассматриваем разные варианты, поскольку в Германию по любому мы не собираемся возвращаться", — резюмирует он.

По его словам, "не нужно слушать пропаганду, нужно просто беседовать с людьми, слушать и делать выводы. Слушать, думать и размышлять".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *