Российским дорожникам надо забыть все, что знали

Главный враг российских дорог - асфальт

Согласно поручению Владимира Путина, к 1 июля 2014 года Белый дом должен был представить в Кремль предложения по удвоению темпов дорожного строительства в России. Однако о выполнении поручения президента до сих пор ни слова. Означает ли это молчание, что задача нерешаема? Реально ли вообще в нынешних условиях увеличить строительство дорог вдвое?

Действительно, по поводу исполнения поручения президента какое-то странное молчание. То есть оно не выполнено. Откуда такой вывод? Да ведь если бы его выполнили, то представляю, какие фанфары трубили бы на всю матушку-Россию. Позабудем на время про две главные российские беды и постараемся сами найти ответы с помощью специалистов, а также некоторых официальных ресурсов.

"Я думаю, что задержка с "дорожными" предложениями связана с тем, что строительство новых дорог не в последнюю очередь требует принятия нового регламента по отношению к возводимым магистралям, — считает градостроитель, архитектор-урбанист Илья Заливухин, поделившийся своим мнением с Pravda. Ru. — Крайне необходимо создание единой внятной концепции в этой отрасли. Вот только так мы сможем построить новые нормальные дороги. В России для удвоения темпов строительства дорог нужен и новый регламент, и понятная новая концепция, и стратегия, и стандарты. Думается, если правительство все-таки представит такие предложения по поручению президента, это будет в них первым пунктом!".

"Это просто неисполнительность членов нашего правительственного аппарата, это ключевое, — сказал в интервью Pravda. Ru доктор химических наук, академик РАЕН, директор Институт материаловедения и эффективных технологий Марсель Бикбау. — А второе, что может быть, они просто не знают, как ускорить строительство, потому что денег особо в стране сегодня нет, про новые технологии ничего не знают, так и продолжают жить по старинке, по технологиям 70-х годов. Хотя сегодня можно строить быстрее, надежнее".

Читайте также: "Российские автомобилисты ездят по отличным дорогам"

Ну, а новые российские технологии дорожного строительства, по мнению академика Бикбау, конечно, есть. Академик ими занимается всю жизнь. Например, по словам Марселя Яновича, сегодня есть замечательная технология (как раз для России), которая позволяет строить дороги с упрощенным основанием, практически без траты денег на основание дорог. Не нужны все эти щебни, горы песка, работы по уплотнению, так называемое корыто. Все дороги надо строить из сборных железобетонных плит, которые можно класть прямо на грунт. В этом случае, строительство ускоряется раз в пять и удешевляется раза в три. И строить можно круглогодично.

И еще наши дорожники должны забывать про асфальтобетон, потому что, по мнению академика, он не для России. Да и вообще забыть про те технологии, которыми они пользуются последнее время. Потому что именно технология сборного строительства дорог — это то, что позволит решить все проблемы нашей страны, и строить не несчастные 500-600 километров год, а по 30-40 тысяч километров в год. Это те объемы, которые нужны, чтобы наша страна, имеющая огромные территории, имела достойный транспорт.

Надо, чтобы министерство транспорта возглавляли не менеджеры, а специалисты. И чтобы в министерстве транспорта и "Автодоре" работали патриоты страны, и думали не о своей, извините, заднице и деньгах, а о стране. Тогда что-то сдвинется, добавил Марсель Бикбау.

Хотя, может быть, предложения для президента по дорогам уже и изобрели. Но курьер, который, как представляется, вез их в какой-нибудь опломбированной сумке, где-то на дороге попал в яму или колдобину, которых даже в столице хватает, а не то что в Архангельске, Омске или Сызрани. Впрочем, в июне текущего года Минтранс России направил в правительство РФ проект доклада главе государства Владимиру Путину в части представления предложений об увеличении не менее чем вдвое объемов строительства и реконструкции автодорог. Но ведь этого мало. Президент-то ждал документ покрупнее, правительственного уровня…

Напомним, согласно майскому поручению президента в России в ближайшие 10 лет должно быть построено не менее 7,5 тысячи километров новых федеральных автодорог и еще больше дорог регионального и местного значения. Но… "Бюджеты многих субъектов РФ не позволят справиться с задачей по удвоению строительства и реконструкции дорог в России!" — приводят информагентства слова помощника президента Игоря Левитина. То есть с задачей по удвоению дорожного строительства федеральных дорог в установленные поручением президента сроки у нас, может, и справятся (денег-то вон сколько!), однако по региональным трассам этого сделать не удастся.

Читайте также: Узкая дорога — короткий путь к деньгам или к ДТП

На строительство федеральных дорог уже выделено 4,2 триллиона рублей, регионам дополнительно требуется тоже по 100 миллиардов рублей в год. Пока Минфин думает, где взять средства, Минтранс направил в субъекты РФ инструкцию по ускорению стройки: капиталоемкие объекты предлагается строить за счет частных инвесторов, а второстепенные дороги делать более узкими. Также предложено экономить на материалах и использовать "отходы производства", пишет "Коммерсантъ".

В Росавтодоре объясняют, что недостаток денег в регионах вызван новым техрегламентом Таможенного союза, согласно которому в 2013 году был запрещен оборот в РФ бензина и дизельного топлива класса ниже "Евро-3", а к 2016 году запрет коснется топлива "Евро-4" и "Евро-5". Акцизы на низкомарочное топливо гораздо выше, а именно из них формируются дорожные фонды в регионах. Сейчас Минфин, судя по информации в прессе, прорабатывает вопрос компенсации.

А пока в регионы направлены "методические рекомендации по увеличению объемов строительства и реконструкции дорог", разработанные Росавтодором и Минтрансом. Фактически это инструкция по оптимизации расходов и ускорению стройки: для крупных проектов рекомендуется привлекать внебюджетные средства, дорогостоящее строительство отложить, местные трассы делать узкими, а при строительстве дорог с низкой интенсивностью движения применять "отходы производства, при необходимости предусматривая их обработку различными добавками".

В 2013 году, по данным Росавтодора, было введено 2,3 тысячи километров региональных дорог, что на 40 процентов меньше необходимого объема. Что будет в этом году, можно только догадываться. Так что, наши дороги никак не удешевить, приемлемые технологии не создать?

Как бы не так, все есть! В дополнение к технологиям, о которых Pravda. Ru рассказал академик Марсель Бикбау: например, дорога из асфальтобетона с наночастицами, оснащенная шумовыми полосами и светящейся разметкой, откроется к октябрю 2015 года в поселке Северном на северо-востоке Москвы, возле строящегося технопарка МФТИ. При строительстве будет применен асфальтобетон с "коллоидно-нанодисперсным и полимерным компонентами" для увеличения срока службы дорожного полотна и прочими прибамбасами. Как Чубайса не ругай, но в "Роснано" предложили использовать при строительстве измельченные автомобильные покрышки.

На выставка-форуме "Дороги России XXI века", который пройдет во Владивостоке 24-25 июля, вообще ожидается технологический прорыв. Росавтодор соберет ведущих российских и зарубежных экспертов отрасли, а также представителей крупнейших инвестиционных, нефтехимических, строительных и дорожных организаций, пусть обмениваются информацией.

Хотя… Все это хорошо, но как туда доехать? Ведь дорог-то нет! И еще, как бы с удвоением второй беды России не произошло удвоение поголовья беды первой…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе