Итальянский граф моет посуду за русской женой

Вторая жена писателя или, как он сам любит себя величать, политика Эдуарда Лимонова. Графиня Елена Щапова де Карли (Contessa Elena Sciapova de Carli) — героиня его книги "Это я — Эдичка", автор книги "Это я — Леночка"

Поэтесса, писательница, художница, в 70-е она была одной из центральных фигур московской богемы. Потом она эмигрировала. Вена, Нью-Йорк, Рим, Париж. С тех пор минуло много лет...

- Елена, как вы познакомились с графом де Карли?

- В итальянском представительстве в Нью-Йорке во время просмотра нового фильма ко мне подошел невысокого роста человек и пригласил на свой день рождения... Через три дня после знакомства он сделал мне предложение. Сказал при этом, что до знакомства мной жениться не собирался. Но, увидев меня, понял, что я — его женщина. Я ему отказывала много раз. Но он очень красиво ухаживал. В нем я почувствовала необычайное благородство. Решающими стали его слова, что, выйдя замуж, я смогу сразу получить итальянский паспорт и поехать в Москву к маме. В ту пору у меня не было никаких документов. После замужества я бросила работу фотомодели и занималась только писательством и путешествиями. Правда, пять лет назад муж умер.

- И вы остались единственной наследницей?

- Почему же единственной? У меня есть дочь Настя, ей восемь лет. На жизнь я зарабатываю литературным трудом. Кроме того, муж оставил мне ренту. Не шикую, однако, на вполне достойную жизнь хватает. У меня большая четырехкомнатная квартира в центре Рима.

- Что значит в Италии быть аристократкой?

- Это профессия. Как в Англии королева. Хожу на светские рауты. Время от времени кто-то устраивает коктейль или вернисаж. Образ жизни элиты везде один и тот же.

- Узок их круг, и страшно далеки они от народа?

- Аристократ — это человек, который получает такие же удовольствия, как и другие, но в более ограниченных количествах. Он умеет себя лимитировать.

- Скандалят господа аристократы часто?

- Бутылок об головы своих сотрапезников, как в Москве, не разбивают. Но случаются казусы и там. Однажды в Рим приехал знаменитый американский поэт Грегори Корсо. Очень симпатичный, остроумный, богемный, несмотря на то, что у него совсем не было зубов. Как он сам признался, их ему где-то вышибли... На следующий день был назначен большой карнавал в доме моего друга, принца Колонна. Я пригласила и Грегори, но предупредила, что для такого случая нужна маска.
- Какая еще, к черту, маска, - воскликнул он. - Ты посмотри на мою физиономию...

Приехали. За столом Грегори подсел к принцу. Слышу их диалог.
- Ты знаешь, в общем-то мы с тобой родственники, - начал Грегори.
- Как? - опешил принц.
- Да, я бездомный, вырос на улице, но в метрике записано, что моей мамочкой была какая-то Колонна.
Принц изменился в лице. Он тихо злится, но держит себя в руках. Я толкаю Грегори ногой под столом.
- Грегори, погуляй, - предлагаю ему.
- А можно покурить марихуану? - простодушно спрашивает он.
- Нет, Грегори, здесь это нельзя.

Он куда-то исчез. В это время появляется итальянский князь в костюме японки. Под руку с очередной любовницей-чешкой. В следующую секунду начинается ужасная драка. Чешка и прежняя избранница князя, вцепившись друг другу в волосы, выясняют отношения. Князь в костюме японской гейши, манерно размахивая веером, пытается разнять соперниц.

- Девочки, прекратите, - увещевает он. - Ну перестаньте же, кому я сказал...
И смех, и грех. Мне пора уезжать. Неожиданно появляется довольный Грегори — он уже успел накуриться марихуаны.
- Поедешь со мной?
- Не волнуйся, меня довезут.

На следующий день я приглашена к принцу на завтрак. Собралось вчерашнее общество. Увидев меня хозяин пришел в ярость.
- Ты кого вчера привела? Эта дрянь опять здесь. Боже правый, долго твой алкоголик собирается мозолить мне глаза?

Злая, влетаю в гостиную. Оказывается, Грегори остался ночевать в доме принца, полез в спальню, да не в свободную, а к его жене. Принц нашел Грегори в постели супруги и вышвырнул на улицу, причем в драке ему пришлось использовать стул. Бедный Грегори оказался в одних трусах, однако ему хватило храбрости позвонить еще раз.
- Отдайте мое пальто, - потребовал он.
- У таких бродяг, как ты, пальто быть не может, - отрезал принц.
До Рима поэт добирался часов пять. Пешком.

- Какживет графиня в свободное от вечеринок время?

- Обычно. Например, мой муж никогда не разрешал мне мыть посуду.

- Это понятно. У графа есть прислуга.

- Не только поэтому. Он сам любил мыть ее.

- Граф мыл посуду? Экзотично.

- Он считал, что я должна беречь свои руки.

- Итальянские мужчины все такие?

- Любой итальянец привык считать себя главой семьи. Женщина, по его понятиям, обязана мыть, стирать, готовить и одновременно всячески ублажать своего благоверного. В большинстве своем итальянцы ничего не умеют делать. Ни помыть посуду, ни убрать квартиру. Предложишь ему погладить рубашку самому, так он чего доброго упадет в обморок. В общем, в бытовом смысле итальянские мужчины ни к чему не приспособлены.

- С чем это связано?

- С воспитанием. Там принято, что, когда в семье рождается мальчик, мать становится его ангелом-хранителем и начинает молиться на него. Так продолжается едва ли не всю жизнь. К тому же детей мужского пола ужасно балуют.

- И как они потом приспосабливаются к жизни?

- Живут себе в свое удовольствие. Совершенно нормально, если у мужчины есть любовница. А лучше, если две. Так поступают все. Только тогда мужчина считается истинным итальянцем.

- Это относится и к аристократам?

- Они ведь тоже люди. Но громких скандалов на любовной почве стараются избегать. Развод давать никто не хочет, потому что он — невероятно сложное дело. Если ты решил развестись, суд для начала дает три года на размышление — пусть супруги решают, хотят они жить вместе или не хотят. В это время вы можете не жить вместе, но все права супругов сохраняются. Затем начинается процесс. Он стоит огромных денег, поскольку неизбежна материальная тяжба — кому и что принадлежит. А поскольку аристократы люди не бедные, разделить имущество по справедливости бывает порой невозможно... Вот и не разводятся. Предпочитают жить двойной жизнью.

- Итальянки столь же пылки?

- Во всяком случае от мужчин стараются не отставать. Люди везде одинаковы. Лучше расскажу вам итальянский анекдот. Садится в поезд роскошная, вся в мехах, дама, а рядом с ней оказывается монашка. Едут. Вдруг монашка случайно дотрагивается до ее манто. "Ой, это что за роскошь такая?" - удивляется она. "Милочка, ничего особенного, серебристая лиса". "И сколько такое чудо стоит?" "Всего одну ночь любви". "Батюшки святы", крестится монашка, Едут дальше. Даме становится жарко, и она снимает перчатки. На руке — бриллиантовое кольцо. "А это что?" - спрашивает попутчица. "Бриллиант". "А он сколько стоит?" "Три ночи любви". "Батюшки святы", — крестится монашка. Едут дальше. Даме становится совсем жарко, она расстегивает манто, а под ним — изумрудное колье. "Это-то сколько стоит?" - не унимается монашка. "Почти месяц любви". Возвращается монашка в свой монастырь Ночью раздается стук в дверь кельи. "Кто там?" - интересуется затворница. "Сестра, открой, это преподобный отец Антонио". "Знаешь, отец, иди ты куда подальше вместе с твоими карамельками".

- Нравы в Италии довольно свободные.

- Никто не хочет жениться или выходить замуж. Зачем, если можно жить и так. Вступают в брак только в том случае, когда окончательно решили завести детей. Так что женщины лет до 35 ни о каком замужестве и не думают. Если итальянская девушка в 25 лет выходит замуж, это считается патологией. Все хотят свободной жизни.

- Видимо, материальные средства позволяют?

- Все зависит от экономического положения родителей. И они содержат своих великовозрастных балбесов чуть ли не до старости. В этом отношении Италия отличается от других стран Запада. Покупают деткам квартиры, снабжают их деньгами. Я знала многих фото-моделей, которые предпочитали жить с мамами или папами, на всем готовом, хотя прилично зарабатывали сами.

- Кстати, о моделях. Вы ведь тоже занимались этим бизнесом.

- Я была первой русской моделью в Нью-Йорке, работала в крупном агентстве. Меня снимали для солидных журналов. Вместе с Настасьей Кински участвовала в съемках фильма по "Вешним водам" Тургенева.

- Говорят, что в мир шоу-бизнеса можно войти только через постель продюсера.

- Однажды известную американскую фотомодель спросили о причинах ее успеха. Она ответила, что ложится в постель только со знаменитыми фотографами. Если модель хочет чего-то добиться, ее фотограф обязательно должен быть ее любовником. Таким образом он становится заинтересованным в том, чтобы проталкивать свою возлюбленную на страницы дорогих журналов. Ко мне тоже постоянно приставали с сексуальными предложениями, но к фотографам я всегда относилась, как к своим коллегам по работе. Неудивительно, что случалось много ситуаций, когда я страдала от своего упрямства и меня отстраняли от работы...

- Какой же путь вы избирали?

- По российской привычке я воевала, скандалила. Пробивала себя. Правда, сегодня все резко изменилось, но тогда ложиться в постель с нужным человеком было неписаным законом. С другой стороны, когда модель обретает известность, ей романы по принуждению становятся не нужны. Она сама начинает диктовать свои законы. В Италию я приехала, уже имея известность. Впоследствии работала с крупнейшими модельерами страны. Потом вышла замуж, и это дело забросила.

- Обратно на подиум не тянет?

- Надо уступать дорогу молодежи. Хотя по старой памяти меня иногда приглашают на показы модной одежды, и я всегда с удовольствием на них хожу.

- Дочь выучила русский?

- Настя посещала французскую школу. Дома пытаюсь говорить с ней по-русски, она отвечает по-итальянски. Мы вечно ругаемся на эту тему. Но она знает, чем меня взять. Когда ей что-то нужно, говорит по-русски.

Варвара Серикова

Последние материалы