"А белый лебедь на пруду качает павшую звезду..."

Во Дворце спорта им. И. Ярыгина отшумел-отгремел концерт для любителей леса, для тех, кто "оттуда", и тех, кто "туда", ибо сказал поэт: "У нас полстраны сидело, полстраны готовится". Культурно-воспитательную работу под гитарный перебор, ведя задушевный разговор между волей и неволей, провел ансамбль "Лесоповал".

Программа с символичным названием "Я оттуда" началась с приобщения к природе: "Кругом тайга, она у нас за прокурора". После первой песни солист Сергей Куприк ботал: "Михаил Танич, пахан наш, уже не гастролирует, ему 79 лет, а мы сделаем все, чтобы наш концерт не показался скучным. Для вас работают зека Соловьев и Смирнов — наши танцоры, поют зека Волков и Куприк, клавиши — заслуженный зека России Федорков".

Зека — это от слова "заключенный", если кто не в курсе. Артистам, заключенным в жанре "русский шансон" и текстах Танича, приходилось балансировать на грани блатной фени и нормального языка. Неискушенной публике приходилось врубаться в язык "Лесоповала", продираясь через словарь группы: хлеборезка, чиферок, беспредел, фармазон, фуфло, опер, пайка, фраер, этап, жулик, приторчал, коли меня, чинарики шмалю... Зато другой половине зала вся эта словесная шелуха, ловко завернутая в музыкальную обертку, была явно по душе, именно половина зрителей (а то и треть) особенно бурно выражала свой восторг, в основном свистом.

"Первая девочка" - песня посвящается всем женщинам Красноярска, объявил солист. "Она-то думала, что пишет в армию, а у нас с солдатами похожи адреса". Песня "Кореш": "А жизнь была нелегкая у нас, бывало, оступался и не раз, но дружбу мы не ставили на кон". Песня "Я оттуда": "Вот и все, семерик позади, я стою, и причем на вокзале, и колотится что-то в груди, как в тот раз, когда меня повязали"... За этими строчками целые судьбы. Лесов у нас в крае хватает, зон тоже в избытке, и люди "оттуда" - среди нас, не попавших "туда" чудом. У каждого второго в родне или среди знакомых найдутся те, кто мотал срок в зоне, посему такие песни мы, в массе, не то чтобы любим, но знаем и понимаем.

"Кормилец": "Два притопа, три прихлопа, пролетают поезда, от судьбы куда я денусь — и не деться никуда. И другого, и другого от судьбы не попрошу. А как вышел, а как вышел, так все в общем и пляшу".

Лагерные танцы — изюминка концерта. С непривычки они кажутся нелепыми, но в них своя философия, они легко "читаются" теми, кто "оттуда". В них что-то от цыганочки, что-то от матросского танца, обязательна кепочка, руки в брюки, ломаный рисунок, резкие движения. С чем сравнить, не знаю, но "Тодес" так не станцует, да и ансамбль танца Сибири, пожалуй, тоже.

Сильно весело не было, тема сама по себе не та, но и скучно не стало. Фонограмма на таком концерте не предусмотрена в принципе, все живьем и достаточно душевно, для огромного зала. Песню "Был пацан" музыканты посвятили всем погибшим в чеченской войне. "Птичий рынок" - посвящение малолеткам. На вальс "Когда я приду" танцор вывел на сцену девушку из зала, ею оказалась Таня Шокарева, с которой я рядом сидел на программе "Разговор со звездой" в студии "Прима-ТВ", за час до концерта. Вдвойне повезло девушке — она билет на "Лесоповал" получила от Сергея Богатского за лучший вопрос в прямом эфире, а на концерте и с Куприком повальсировала.

Одна из моих любимых песен ансамбля "Прощай, тайга" была исполнена ближе к концу, хотя безусловный хит "10 заповедей" прозвучал почти вначале, для разогрева.

За 11 лет "Лесоповал" наваял девять альбомов, но, как ни крути, песня "Я куплю тебе дом", написанная и исполненная первым солистом Сергеем Коржуковым, самая востребованная и популярная до сих пор. В июле 1994 года Сергей, как гласит версия, выпал с 15-го этажа дома своей матери. Говорят, несчастный случай — причин для самоубийства не наблюдалось, в карьере все складывалось благополучно. Одной из последних книг, прочитанных певцом, был сборник с оптимистичным заголовком "Лучший подарок — жизнь".

На концерте вместе с солистами пел весь зал: "А белый лебедь на пруду качает павшую звезду, на том пруду, куда тебя я приведу". Для красноярцев эта песня стала по-своему символичной, несомненно, каждый, "оттуда" он или "не оттуда", слово "лебедь" ассоциировал с погибшим губернатором.

Александр Иванович очень любил другую песню про лебедей, и мне доводилось слышать, как он ее поет: "Я хочу, чтоб жили лебеди, и от белых стай, и от белых стай мир добрее стал..."

Геннадий Каледа

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить