Тупик имени Буша в Тбилиси

Глава грузинского МИДа заявил об угрозе нападения России на Грузию. Тбилиси рассчитывает на поддержку НАТО, однако Альянс не собирается в ближайшее время принимать Грузию в свои ряды. Саакашвили пытался встретиться с Путиным, но тот дал понять, что разговаривать не о чем. Грузинский лидер хотел пригрозить выходом из СНГ, но понял, что, предварительно не вступив в НАТО, окажется между двумя стульями. Проспект, названный именем Буша, оказался тупиком.

Подозрения в намерении Кремля военным путем разрубить гордиев узел абхазско-осетинских противоречий со своим закавказским соседом высказываются не впервые. Уже и военный министр Грузии Ираклий Окруашвили прочил России поражение, и начальник российского Генштаба Юрий Балуевский сурово предостерег своего разгорячившегося оппонента. Но впервые такие обвинения произнесены в Европе.

Угроза нападения России на Грузию, безусловно, существует, заявил журналистам министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили, отвечая на вопрос о возможности военной агрессии со стороны России. «Именно поэтому я нахожусь в Париже и посещаю другие европейские столицы, чтобы мы все вместе объяснили России, что это глупо, что этого делать нельзя», - сказал Бежуашвили. Он, безусловно, ищет европейской солидарности, хотя подспудно более рассчитывает на атлантическое понимание придуманных в Тбилиси трудностей. 

Бежуашвили возглавляет МИД с октября прошлого года, а до этого был секретарем Совбеза Грузии, поэтому его трудно подозревать в некомпетентности по военной проблематике. Не станет удивительным, если завтра г-н министр окажется в Брюсселе и там вновь озвучит свои глубокие опасения российской военной угрозой. Авось в штаб-квартире НАТО все-таки прислушаются и поборют свои сомнения.

Председатель Военного комитета НАТО не отрицает, что Альянс начал усиленный диалог с Грузией по ее просьбе о вступлении. Однако он четко определил критерии клубного Face Control: демократическое строительство, хорошие добрососедские отношения, внутреннее спокойствие в стране.

Но на сегодняшний день физиономия грузинского государства серьезно искажена преследованиями политических противников внутри страны, Абхазия и Южная Осетия несгибаемы в своей решимости навсегда распрощаться с Тбилиси, а отношений с Россией уже не осталось вообще никаких – ни добрых, ни соседских. В октябре текущего года   генерал Раймон Эно по-военному прямолинейно изложил позицию Альянса: он сомневается, что Грузия будет принята в НАТО в ближайшее время. Короче, пока у себя доме и вокруг него не наведете порядок – свободны. 

Получив такой щелчок по носу, президент Саакашвили задумался. Сначала в интервью телекомпании BBC, а потом и на одном из российских телеканалов грузинский лидер исхитрился изъявить готовность встретиться с российским коллегой Владимиром Путиным в любое время, чтобы разрешить кризис в российско-грузинских отношениях: «Я готов встретиться в любое время. Если они хотят встретиться сегодня вечером, я готов полететь, куда они хотят», - сообщил грузинский президент, не забыв присовокупить уверения в любви к России, к россиянам и к русской культуре. Однако никуда г-на Саакашвили не позвали.

Тогда вдруг вспомнили о членстве Грузии в Организации Черноморского экономического сотрудничества, и на ее московскую встречу, даром что лететь кружным непрестижным путем, спешно откомандировали главу МИДа Грузии – а вдруг удастся встретиться с Путиным? Но президент РФ отказался встречаться.

Глава российского МИДа Сергей Лавров после переговоров с грузинским коллегой не вышел даже на протокольное интервью, красноречиво дав понять, что говорить не о чем. И, наконец, самым жестоким разочарованием московского визита для Бежуашвили стало решение Газпрома удвоить нынешней зимой отпускную цену для природного газа.

Реакция Тбилиси последовала незамедлительно. Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели 4 ноября заявил, что его страна в одиночку не станет приобретать российский газ по предложенной Газпромом цене в 230 долларов за тысячу кубических метров. Ключевые слов  – «в одиночку». Что это значит? Грузия полагает, что Газпром должен установить для стран региона некую усредненную цену.

Вопрос только – что это за регион. Закавказье? Там есть страны,  торгующие собственным  газом. Если имеется в виду Армения, то кто обвинит государственный российский концерн в предоставлении преференций дружественному соседу. И вообще, причем здесь регионы мира? Не смущает же грузинского премьера, что на газ  для Украины у нас одна цена.  А для ее соседки Беларуси есть намерение цену повысить, несмотря на довольно глубокую интеграцию и даже планы на общую славянскую судьбу – когда-нибудь…

Но Ногаидели упорно твердит свое: «Если это будет коммерческая цена для всех стран региона, то мы готовы заплатить эту цену. Но если это какая-то карательная операция против Грузии, то такую цену мы платить, конечно, не будем».

Вольному воля, только надежды на иранский газ по большей части эфемерны. Далеко не все в порядке с газопроводом. Еще в прошлом году шли разговоры о необходимости ремонта, который обойдется не меньше чем в миллиард долларов. Вроде бы президент Буш обещал помочь. Только у него теперь своих забот полон рот – того гляди, оставшееся время президентства только и придется, что вето накладывать на решения уплывшего под контроль демократов Конгресса.

Была у Саакашвили еще одна домашняя заготовка побольнее уколоть Москву – выход из СНГ. Однако и здесь не все, оказывается, просто. Вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани в интервью журналистам неожиданно заявил, что парламентское большинство пока не готово поддержать инициативу оппозиционной фракции «Демократический фронт» о прекращении членства в Содружестве независимых государств. Любопытно, почему не готовы депутаты. Оказывается, «в случае выхода Грузии из состава СНГ продукция, поступающая к нам с Украины, возрастет в цене, минимум, на 12 процентов. Это население Грузии переживет намного болезненнее, чем блокаду со стороны России», - заявил вице-спикер журналистам.

Подход, извините, не политика, а базарного торгаша – терпеть государственное унижение в чуждом по целям сообществе из-за каких-то украинских… а, в самом деле, чего? Что такого стратегически важного продает Украина Грузии? Энергоносители – нет, сама покупает у России. Зерно и мясо? СНГ не регулирует цены на экспорт, украинцы давно торгуют своим бесценным салом по мировым тарифам.

Просто Михаил Саакашвили решил дать задний ход: выйдя из СНГ и, не вступив в НАТО, можно вообще оказаться между стульями. Проспект, который он назвал именем американского президента, на поверку оказался тупиком.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *