Прелести Веракруса, одного из самых популярных курортов Мексики

Корреспондент ПРАВДЫ.Ру Наталья Малинко передает из Мексики

 В рождественские и пасхальные отпуска да каникулы, которые длятся по две недели для государственных служащих, учителей, школьников и студентов, народ обычно дружно рвётся на пляжи, а в Мексике таковыми являются оба побережья, как Тихого, так и Атлантического океана. Акапулько, Пуэрто Эскондидо, Уатулько, Манзанильо, Пуэрто Вальярта, Икстапа Зиуатанехо, Канкун, Косумэль, Веракрус... Это из самых известных и популярных как среди самих мексиканцев, так и среди иностранных туристов.

 Веракрус, который был основан как порт испанскими конкистадорами в XVI веке и располагающийся на побережье Мексиканского залива, привлекает много отдыхающих из центральной Мексики, особенно из Мехико и Пуэблы, как наиболее близкий курорт. Так что, едва наступают долгожданные каникулы, полчища уставших от душной, сумасшедшей, задымлённой, зашумлённой и запылённой городской круговерти людей бросаются к своим автомобилям, спешно закидывают туда свой туристический скарб, а то и навьючивают моторной лодкой или катерком (кто побогаче), и устремляются к морю. Ничто не способно удержать многотысячный поток к пляжу: ни плата, взимаемая за проезд по скоростному шоссе, ни дорожные знаки, призванные ограничивать скорость в 110 км/ч, ни опасные виражи в горах, ни перегруженность родственниками кузова, ни традиционное повышение цен в гостиницах по случаю начала курортного сезона, ни отсутствие у отдыхающих собственной автомашины, - вполне можно добраться в удобном автобусе одной из многочисленных транспортных компаний.

 Место в гостинице желательно забронировать заранее, потому что, несмотря на удивительно огромное количество многоэтажных фешенебельных прибежищ исстрадавшегося отпускника, поиск свободных комнат «на месте» в этот сезон является задачей весьма серьёзной и чреватой ночлегом в холле на диванчике или просто на аккуратно подстриженном газоне. Не так мало людей заранее готовятся к ночлегу под звёздным, влажным и тёплым небом, имея ввиду также и стремление уберечь собственный кошелёк от чрезмерного похудания в тропическом климате, - их палатки появляются установленными на центральных чистеньких газонах Веракруса, рядом с муниципальными зданиями, с шикарным видом на порт. И хотя, как и полагается в центре любого и всякого города, на таковых газонах красуются таблички: «Траву не топтать», никто и не думает сгонять нарушителей, вальяжно развалившихся и лениво почивающих на государственных травах. Что поделать, издержки туристического бизнеса, которым живёт большая часть обитателей не только Веракруса, но и практически всех мексиканских курортов.

 Первое, что поражает на пляже, так это его ширина: в некоторых местах полоса мелкого серого песка простирается более, чем на сто метров от кромки воды, весьма изменчивой из-за постоянных приливов и отливов. И хотя для Мексиканского залива разница уровней между «высоким приливом» (в периоды, когда Солнце и Луна находятся на одной линиии по одну и ту же сторону планеты) и полным отливом не составляет и одного метра, расстояние до воды может меняться довольно сильно ввиду пологости берега.

 Несмотря на рекордную ширину пляжа Веракруса, там не принято загорать, лёжа на покрывалах или полотенцах. Основная масса туристов активно отдыхает сидя или полулёжа под деревянными «грибами», покрытыми пальмовыми листьями, которые именуются «палапами», или же под широченными парасолями, принадлежащими многочисленным уличным ресторанчикам. Отдыхающим предлагаются на выбор апельсиновые, грейпфрутовые и ананасовые соки и коктейли, преподносимые в таких оригинальных бокалах, как кокосовые орехи со срезанным верхом, пиво или же прозаические лимонады-пепси-кока-колы, - это для поддержания духа, так сказать, а для поддержания плоти предлагается увесистый ассортимент блюд, приготовляемых из рыбы, креветок, крабов, кальмаров и осьминогов.

 Поплавать, действительно что называется «поплавать», просто не получается: берег такой пологий, что можно пешком дойти до ограничивающих буйков, а кроме этого препятствия, существует ещё и никогда не прекращающийся океанский прибой, не такой сильный в тихие дни, но зато захватывающий практически всю буйковую зону. Длинные тёплые языки волн с белопенными кончиками без устали гладят серую блестящую поверхность берега, попутно заставляя прыгать довольных таким видом купания курортников. А чтобы детишки действительно могли поплавать, прямо на пляжах устроены многочисленные бассейны с пресной водой.

 Более пригодную для плавания местность можно найти во внешней акватории порта, защищённой от волн окружающим её молом. Однако тоже особо не разогнаться: плотность купающихся на единицу прибрежной полосы весьма высока в первых десяти метрах, а дальше уже следует беречься водного мотоцикла спасателей, рьяно курсирующего в виду у купальщиков и оттого очень похожего на овчарку, стерегущую стадонерадивых овец.

 Каждый день на пляже «Пласа Акуарио» дежурят незамысловатые катерки или попросту шаланды с навесами, снабжённые мотором, готовые по желанию туристов отправиться на морскую экскурсию по бухте Веракруса, к песчаной отмели с кристально-чистой водой для купания. Кроме отмели, именуемой Канкунсито, шаланды посещают хорошо видный с берега Остров Жертвоприношений, который, кроме установленного там маяка достопримечателен ещё и тем, что служит местом акклиматизации пойманных для аквариума акул. На момент нашего посещения там, в довольно просторной лагуне-вольере, шастали несколько тёмно-серых хищниц небольших размеров, метров по 2 каждая.

 Аквариум Веракруса по праву считается одним из лучших в Латинской Америке. Прямо от входа начинаются джунгли, в полумраке над головой, среди деревьев хлопают крылья королевских туканов, цветастых попугаев и другой крылатой живности, а мощёная гладким булыжником дорожка для посетителей пролегает между небольшими искусственными прудами, где в прозрачном слое воды бодро носятся настоящие полчища зелёных и серых черепах, изредка перемежаемые карпами и карасями. Преобладает молодняк, в среднем имеющий размер с человеческую ладонь, но встречаются и настоящие монстры, тяжеловесные, медлительно-величавые, с хорошо развитыми пластинками панциря и жутко длинными чешуйчатыми хвостами, способные моментально напомнить о динозаврах...

 После прохождения черепашьей территории начинаются собственно аквариумы. В первом просторном убежище за толстенным оргстеклом медленно кружится пара прекрасных серых увальней с шершавой шкурой, на которой, если присмотреться, можно различить довольно длинные редкие волосинки. Существа нежно и ласково притрагиваются друг к другу маленькими передними ластами-плавниками. Хвосты - мощными широкими лопатами, упитанные веретенообразные тела и небольшие головы с совершенно безобидными милыми мордахами, похожими на коровьи. Ламантины, родственники печально исчезнувшей морской или стеллеровой коровы, наряду с дюгонями являются единственными представителями отряда сирен, оставшихся на Земле.

 Сильвия и Пабло были пойманы случайно в водах Мексиканского залива, и 6 марта 1998 года прибыли в Аквариум Веракруса. Было им тогда приблизительно по полтора месяца. Милая девочка весила всего 23 килограмма при длине тела в 1 метр 8 сантиметров, тогда как вес мальчика был 22 кило и длина - 1 метр 5 сантиметров. Вначале детёнышей кормили специальным молоком, для чего приходилось удерживать их силой. Каждые три часа малышам давали по одному литру молока. Потом Сильвия и Пабло потребляли по пять литров молока в день, и кроме того, дополнительно их кормили ещё фруктами и овощами как истинно и чисто травоядных млекопитающих. В их рацион входят 2 вида салата, капуста, люцерна, лиственная свекла, шпинат, кресс и соевые побеги, а иногда ламантинам предлагают картофель, помидоры и морковь. Из фруктов они не прочь полакомиться бананами, яблоками и манго.

 Каждые три месяца ламантинов достают из воды на предмет медицинского обследования. Вскорости их должны перевести из Аквариума в специально сооружаемый для них бассейн. Как представители животного вида, находящегося на грани исчезновения, Сильвия и Пабло находятся на попечении Министерства Морского Флота, Естественных Ресурсов и Рыболовства Мексики.

 В природе ламантины обитают в прибрежных водах Мексиканского залива и Карибского моря, в устьях рек и пресноводных лагунах, где проводят большую часть дня в спячке, а остальное время тратят на неустанное поедание морской травы. Именно это их свойство может быть весьма полезно для водных хозяйств человека: представьте себе небольшую группу медлительных и совершенно безобидных водных «коровок», с энтузиазмом очищающих от водорослей каналы и водохранилища и не требующих ничего взамен! Подобное применение ламантинов было предпринято на водохранилище Валсекильо, в штате Пуэбла, но затея окончилась трагически для беззащитных существ. Как только местные жители, не предупреждённые своевременно властями о подобном новшестве, обнаружили у берега «жутких водных дьяволов», они их просто-напросто поубивали. «Венец творения» человек ещё раз одержал «победу» над природой!..

 Но вернёмся к другим обитателям Аквариума. В первом зале можно полюбоваться разнообразнейшими рыбами, от гигантских экземпляров золотых и белых карпов до огромной доисторической рыбы – катан, дожившей до наших дней с эпохи динозавров и обитающей в северной части Мексиканского залива, в лагунах и устьях рек. Тело рыбы-катан защищено костяными ромбовидными пластинками, а размер её может достигать трёх метров. Питается другими рыбами, птицами и ракообразными. Замечательно в ней то, что она двоякодышащая, то есть может дышать атмосферным воздухом.

 В последнем вольере этого зала обитают выдры, удивительно гибкие и стремительные существа, покрытые красивой тёмно-коричневой шёрсткой. Они как торпеды носятсяв прозрачной толще воды, на секундочку выскакивают на «берег» и снова ныряют, восхищая публику своей ловкостью.

 Из первого зала короткий «подводный» туннель, в котором над головами посетителей барражируют крупные рыбы и «пролетают», размахивая ластами, громадные морские черепахи, ведёт в большой океанский аквариум-панораму. Толщина стекла в центральной части достигает 22 сантиметров, так как оно предназначено удерживать давление более миллиона литров морской воды.

 Самыми неповоротливыми кажутся трёхметровые рыбы-меро, толстогубые и толстощёкие, равнодушно наблюдающие за посетителями. Стаей рыскают стройные опасные барракуды, и круглой тенью проскальзывает большой скат с ядовитым шипом на хвосте. Черепахи представлены тремя видами: белые, зелёные и карей.

 Кроме стройных серых и тяжёлых ленивых акул-кошек с маленькими усатыми ртами, среди обитателей аквариума неторопливо плавает тигровая акула, одна из самый опасных на планете. Правда, этот экземпляр не из особо крупных, - всего метра три длиной. Как ни странно, хищница и не думает нападать на других рыб и черепах, хотя, если вдуматься, ничего странного в этом нет: ведь нападают акулы обычно, когда голодны. В природе тигровые акулы охотятся в тёмное время суток. В районе Веракруса, у поселения Каситас, несколько лет назад был пойман рекордный экземпляр, длиной более шести метров.

 Рассказ про обитателей этого грандиозного кругового аквариума можно послушать, сидя в центральной части зала в небольшом амфитеатре.

 В третьем зале можно обнаружить мурен, самые красивые из которых окрашены в салатно-зелёный цвет. Множество коралловых рыбок, как экзотические морские цветы, рассыпаны в последующих аквариумах. Здесь также можно полюбоваться изящными маленькими леопардовыми акулами, небольшим осьминогом, предпочитающим сидеть неподвижно, прижавшись к камню в рассчёте, что его никто не заметит, а в высоком прозрачном цилиндре «порхают» вспушённые, с длинными плавниками в многочисленных коричневых, красноватых, жёлтых и серых полосках, рыбы-скорпионы, знаменитые опасностью своего яда, находящегося на многочисленных шипах.

 В следующем, музейном зале, можно познакомиться с красивой коллекцией раковин, ощетинившейся многочисленными шипами оболочкой рыбы-шара размером с футбольный мяч, панцирем огромного омара и другими диковинными предметами. В просторном прохладном кинозале без перерыва показывают научно-популярные фильмы о жизни моря, и на самом выходе из Аквариума можно приобрести какой-нибудь сувенир.

 Самым привлекательным прогулочным маршрутом, популярным в особенности вечером и ночью, является центральная набережная, начинающаяся от «Пласа Акуарио». Каких только сувениров не найти в бесконечном ряду уличных продавцов! Пляжные платья, футболки, сандалии, босоножки, кепи и шляпы сменяются залежами ракушек, морских звёзд и ежей, челюстями небольших серых акул, а также всевозможной подарочной утвари, изготовленной из ракушек. Изобилуют светильники, подставки для авторучек в виде парусников и рыб, сами авторучки, салфетницы, брелки, кошельки, серьги, бусы, брошки, приколки и браслеты, а уж разномастным слоникам, лягушкам, черепахам и прочей сувенирной живности просто нет ни числа, ни описания. Можно встретить и юмористические сувениры с настоящими высушенными жабами, а как пройти мимо пузатого кошелька, изготовленного из одной из них? Выделяются сувениры религиозного характера, воплощённые опять же в ракушках: богато представлены прелюбопытнейшие распятия, а также алтарьки с фигурками Девы Марии-Гуадалупэ. Несмотря на запрет, некоторые продавцы выкладывают засушенных морских коньков, чёрный коралл и раздутые оболочки рыб-шаров. Разумеется, там, где что-то продают, будь то чем угодно, рядом обязятельно примостятся импортные китайские товары.

 Если жажда брелка или акульего зуба «на память» удовлетворена, то можно просто тихонько идти по набережной, наслаждаться видом на чёрное зеркало моря, расцвеченного отражениями ночных огней, и рассматривать пришвартованные суда, начиная с местных буксиров и рыболовных траулеров и кончая иностранными громадами. Неожиданно любопытным оказалось имя у военного мексиканского корабля «Альдебаран», названного так в честь одноимённой звезды, а гринписовский бело-зелёный «Арктик Санрайз» («Арктический Рассвет») нашёлся пришвартованным неподалёку...

 Гулять по набережной можно хоть до рассвета, однако уставшие ноги просят отдыха намного раньше. Итак, спать, а назавтра запланировано опять много солнца, моря, вкусной еды, приятных улиц с красивыми двухэтажными домами, пышно цветущими деревьями и кокосовыми пальмами, и всё та же бесконечная, но никогда не надоедающая набережная... Назавтра опять будет много Веракруса.

 

  Наталья МАЛИНКО

 «ПРАВДА.Ру»

 Мехико, Мексика

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить