Андрей ЛУБЕНСКИЙ: поэзию спасет Интернет?

Имя Стива Снейда хорошо известно любителям современной англоязычной поэзии. Автор книг «Плохие новости со звезд», «Тринадцатый час», «Миля впереди автобуса» и других сочинений в стиле философского черного юмора , воображаемой истории и фантастических пророчеств , имеющих обыкновение сбываться, Стив Снейд «… живет так, словно ему открыты тайны Вселенной» (как заметил издатель Норман Джоуп). В Англии считают, что Снейд - «один из величайших поэтов современности, чьи работы, тем не менее, публикуются в маленьких журналах и буклетах» (Линдсей Бивер). Американский критик Вэйн Эдвардс заявляет: «Среди современных поэтов очень мало тех, кого я могу воспринимать, их меньше десятка. Имя Стива Снейда находится во главе этого короткого списка».

Воспользовавшись случаем (а именно - давним знакомством с загадочным англичанином), наш корреспондент задал ему несколько вопросов.

- Стив, какова, на твой взгляд, судьба поэзии, как искусства, в грядущем ХХI веке? Многие предполагают, что информационное общество убьет поэзию. Что ты думаешь по этому поводу?

- Я думаю и надеюсь, что поэзия обретет новую и гораздо более широкую аудиторию благодаря Интернету, а также потому, что такие средства коммуникации как видеомагнитофоны, проигрыватели лазерных дисков, накопители информации на лазерных дисках становятся все дешевле. Все доступнее становятся персональные компьютеры, принтеры и сканеры. Это приведет к тому, что каждый реально сможет стать издателем. Компьютер и сканер значительно облегчат воплощение идей о взаимодействии поэзии и других видов искусства - живописи, графики, музыки и т.д. это направления, которые разрабатывали футуристы в вашей части света еще в начале 1900-х годов, но теперь нет технических ограничений, которые сдерживали их. Было бы прекрасно вообразить, что поэзия снова обретет мировое признание. Когда-то она была священной, в средние века и эпоху Возрождения являлась основным средством литературы, в обществах, борющихся за свободу или языковое самовыражение, была жизненно необходимой. Сегодня, по крайней мере, в англоязычных странах, она очутилась на задворках. Ученые и сочинители лирических песен относятся к ней с вялым одобрением, но для большинства не поэтов она ничего не значит, хотя в стрессовых ситуациях многие сами начинают писать стихи! Но какие формы приобретет это новое призвание поэзии, нам с вами остается только гадать. Единственное предсказание будущего, которое всегда оправдывается: «Ожидайте неожиданного!». Но, что бы ни случилось, я уверен, что поэзия выживет, как это было всегда, начиная с рассвета человеческого общества. Как сказал британский философ Джейкоб Броновский, «поэзия присуща человечеству, как и наука».

- Смогут ли поэты жить в ХХI веке на гонорары за свои стихи?

- Неплохо было бы, если бы поэзия обеспечивала в какой-то степени прожиточный минимум. Но, по крайней мере, у нас в стране, при реалистическом подходе большинству поэтов придется зарабатывать на жизнь каким-то другим образом. Даже если в большинстве случаев поэзия дает им возможность начать дело, как она дала возможность мне зарабатывать на жизнь, обучая других творческому письму. По крайней мере , в процветающей Западной Европе общество может найти возможность обеспечения минимального прожиточного уровня для «творцов» без необходимости для них заниматься другой работой.

- Вернемся к творчеству. Какие темы будут главными в поэзии грядущего века?

- Социальные изменения, вызванные техническим прогрессом, происходят с беспрецедентной быстротой, и этот процесс продолжает ускоряться. Тот мир, в котором я сейчас живу, казался бы мне фантастикой во времена моего детства. По большому счету, эти изменения кажутся мне как благотворными, так и угрожающими: интернет может дать свободу или привести к тотальному контролю и рабству. Наука может изменять и формировать молекулы (нанотехнология) или манипулировать генами человека, животных и растений. Она может дать людям гораздо более долгую, здоровую и творческую жизнь, но может и создать легионы монстров, получеловеков-рабов, и т.д. глобальное потепление и экологические катастрофы угрожают всему живому как побочный продукт прогресса. Космические исследования больше не пользуются популярностью, но человечество не может повернуться спиной к тому, что находится вовне… Мне кажется, что поэты, несмотря на их пристрастие писать исключительно о своих личных делах, не должны отворачиваться от действительности. Они должны «противостоять дьяволу», реагировать на преобразования жизни, кристаллизуя свои ответы в стихи - не как пропагандисты, а как художники-свидетели, ищущие понимания - куда мы идем? - и пытающиеся разгадать вечную загадку смысла человеческого существования. Хотя ни это поколение, ни любое другое, не смогут найти окончательных ответов. Двадцатое столетие представило человеческие существа как ангелов и дьяволов, и поэты должны были ответить на этот вызов. И я сомневаюсь, что в этом отношении что-то изменится в ХХI веке…

На вопрос о личных планах на грядущее столетие Стив Снейд ответил кратко: «я надеюсь продолжать писать стихи».

Андрей ЛУБЕНСКИЙ

Обсудить