Круиз по морю на плавучем острове

Похоже, эпоха кораблей потихоньку заканчивается — в ближайшем будущем люди начнут путешествовать по морю на плавучих островах. Уже существует несколько проектов, подразумевающих создание подобных конструкций на базе… буровых нефтедобывающих платформ. Причем некоторые подобные острова предполагается использовать отнюдь не в мирных целях…

Сложно сказать, когда именно человек построил самый первый корабль. Пока что засвидетельствованный археологами рекорд принадлежит таинственным племенам, обитавшим некогда на Корейском полуострове — возраст построенный ими лодки оценивается в восемь тысяч лет. Однако есть предположения, что уже во время миграции предков современных аборигенов из Африки в Австралию через Юго-Восточную Азию (а она случилась около 50 тысяч лет тому назад) люди уже пользовались плотами, или, возможно, лодками — иначе как бы они смогли пересечь пролив, отделяющий Зеленый Континент от Евразии?

Тем не менее, уже в третьем тысячелетии до нашей эры корабли перестали быть чем-то экзотическим — в том же самом Древнем Египте судостроение было поставлено на "поток". Поэтому можно сказать, что шесть тысяч лет своей истории люди занимались разнообразным совершенствованием плавучих средств. При этом сама форма и конструкция кораблей принципиально не изменялись — их просто строили из новых материалов и оснащали новыми двигателями. Однако с недавнего времени начались разработки принципиально новых судов, которые получили название "плавающие острова".

Читайте также: Нет источников энергии? Новая АЭС плывёт к вам

Следует заметить, что подобные конструкции рождались в воображении писателей-фантастов еще с XIX века — вспомнить хотя бы знаменитый роман Жюля Верна "Плавучий остров", вышедший в 1895 году. Однако потребовалось более сотни лет, чтобы эти смелые идеи начали воплощаться в реальность. И, как это ни странно, на мысль о создании подобного плавсредства ученых навела обыкновенная… платформа для добычи нефти в море.

Впервые это чудо техники было создано в 1938 году американской компанией Superior Oil и отправлено в прибрежные воды штата Луизиана для того, чтобы с ее помощью люди могли бурить скважины на шельфе. Тогда подобные сооружения были еще в диковинку — однако уже после Второй Мировой войны их количество резко увеличилось, а с 60-х годов прошлого столетия они вообще стали привычным элементом прибрежных вод. Хотя, откровенно говоря, нефтяные (или, если точнее, буровые) платформы не были предназначены для того, чт бы плавать — наоборот, их всегда закрепляли на месте.

Фото: AP

Однако сама идея платформы еще в конце прошлого-начале нынешнего века вдохновляла изобретателей на создание тех самых легендарных плавающих островов. В начале этим заинтересовались военные специалисты — в преддверии войны в Ираке 2003-2010 годов американские военные, столкнувшиеся с отказом многих государств, считавшимися союзниками США, предоставить свою территорию в качестве плацдарма для ударов по иракским военным объектам, дали заказ на разработку обширного плавучего острова, на котором могли бы базироваться самолеты. Так стартовал проект, получивший название JMOB (объединенная мобильная оффшорная база).

Согласно разработкам, JMOB должна была представлять собой комплекс модульных самодвижущихся платформ, размер каждой из которых составляет примерно 300 на 150 метров, а их высота — 35 метров. Эти платформы, чем-то напоминающие по своей конструкции морские буровые установки, были уже самодвижущимися — они могли бороздить океан со скоростью 15 узлов (то есть 28 километров в час). Предполагалось, что даже при столь низкой скорости JMOB могла быть собрана в течение месяца в любой точке Мирового океана.

Платформы задумывались не только как своеобразные авианосцы, но и как плавучие контейнеры — согласно разработкам, сверху должны были помещаться взлетные полосы и орудийные площадки (а также полигоны для пуска ракет), а внутри — грузовые помещения для боеприпасов и каюты для членов экипажа, военных специалистов и десантников.

Фото: AP

Согласно расчетам специалистов, в собранном варианте JMOB сможет вместить 3,5 тысячи транспортных средств, пять тысяч грузовых контейнеров и 150 самолетов. Поскольку общая площадь конструкции составит 0,5 миллионов квадратных метров, то военные также смогут припасти в ее недрах (две трети которых представляют собой хорошо вентилируемые помещения) 300 тысяч тонн оборудования, 340 миллионов литров топлива и более 200 миллионов литров питьевой воды. Кроме того, по оценкам экспертов, конструкция позволит разместить со всеми удобствами в ее каютах целую армию в три тысячи штыков.

Специалисты планировали, что в отдельности каждая из платформ будет представлять собой полуподводное судно, которое может самостоятельно добраться до места сборки (а произойдет это в нейтральных водах недалеко от страны, с которой США соберутся воевать). Дойдя до места, платформы будут загружены балластом, который должен обеспечить большую устойчивость к штормам.

По расчетам военных инженеров, JMOB сможет принимать грузовые самолеты типа C-17 даже во время шторма категории шесть баллов (напомню, что штормы оцениваются по 12-балльной шкале, на который 0 — это полный штиль, а 12 — шторм при ветре со скоростью свыше 32 метра в секунду). То есть эта конструкция спокойно выдержит шторм средней тяжести (которые в основном и характерны для прибрежных вод).

Однако, несмотря на то что этот проект был одобрен командованием ВМФ США, он так и остался лишь на бумаге — осуществить его помешал начавшийся финансовый кризис. Однако идеи, разработанные американскими военными специалистами, не пропали — произошла своеобразная "конверсия", и созданием плавучих островов заинтересовались гражданские инженеры.

Впервые проект подобного острова был представлен в 2008 году итальянской компанией Wally (он назывался WallyIsland) — остров предполагалось создать на базе 99-метрового судна. На его палубе планировалось разместить целый парк развлечений, а внутренние помещения становились фешенебельным отелем, вмещающим в себя 24 отдыхающих. После были разработаны несколько похожих плавучих отелей, наиболее интересными из которых был "Tropical Island Paradise", сделанный инженерами Монако — им удалось создать на палубе 152-метровой яхты небольшой плавающий тропический остров с собственной небольшой лагуной, водопадом и даже мини-вулканом.

Однако все эти плавучие острова базировались на судах классического типа. А вот специалисты из архитектурной студии Yacht Island Design и консалтинговой компании BMT Nigel Gee, помогающей проектировать маломерные суда, решили вновь вернуться к идее плавающей буровой платформы. Их проект, получивший название "Утопия" (Project Utopia) действительно напоминает таковую. Правда, существуют и различия: во-первых, на палубе располагается не буровая установка, а фешенебельный отель, а во-вторых, она не опирается на дно. Ее четыре схожие с опорами конструкции заканчиваются азимутальными подруливающими устройствами, то есть судовыми винтами, которые поворачиваются в горизонтальной плоскости, тем самым обеспечивая движение в любом направлении.

По расчетам авторов проекта, 100-метровая плавучая платформа не должна все время перемещаться по морю — в основном эта конструкция будет стоять на месте, "укореняясь" с помощью четырех мощных опор, способных сохранять положение даже при самом суровом ветре. Ну, а если место не понравится — тогда "Утопия" снимется с "якорей". Правда, разработчики пока не решили, каким двигателем следует оснастить этот плавучий остров. Скорее всего, это будет комбинированная установка, включающая солнечные батареи, ветро- и приливные генераторы, а также традиционные двигатели, работающие на углеводородах.

Первая презентация плавучего острова "Утопия" (пока в виде модели без двигателей) прошла в конце сентября этого года на яхт-шоу в Монако. Теперь авторы проекта надеются, что в ближайшем будущем им удастся приступить к реализации их идеи на практике. И хотя проект с самого начала был оценен как весьма дорогостоящий, разработчики уверены, что они смогут привлечь инвесторов, поскольку, по их расчетам "Утопия", функционируя как VIP-отель, сможет достаточно быстро себя окупить.

Читайте также: Плавучая утопия Петера Тиля

Итак, похоже, скоро традиционные корабли начнут потихоньку выходить из моды. Их заменят разнообразные плавучие острова, на которых люди смогут не только перемещаться по океану, но и жить достаточно длительное время. И кто знает, может быть, в ближайшем будущем произойдет то, что предсказывал Жюль Верн — суша нашей планеты станет весьма малолюдным местом, а все население переместиться на подобные острова…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Практичнее некуда: самые-самые в 2017 году
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Сурков рассказал о встрече в Минске со спецпредставителем США по Украине
Польша хочет получить с России триллионы злотых за "преступления СССР"
Ющенко: Донбасс всегда был "ватным"
Снова Путин виноват? США заговорили о хакерах, столкнувших эсминец с танкером
Польша хочет получить с России триллионы злотых за "преступления СССР"
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
День флага России отметят в соцсетях
Снова Путин виноват? США заговорили о хакерах, столкнувших эсминец с танкером
Трамп: быстрый вывод американских войск из Афганистана усилит террористов
Снова Путин виноват? США заговорили о хакерах, столкнувших эсминец с танкером
ВМС США приказано остановить операции во всем мире
Карабахская загадка: нужна ли встреча лидеров Армении и Азербайджана при отсутствии переговоров?
Польша хочет получить с России триллионы злотых за "преступления СССР"
Режиссер Учитель перенес премьеру "Матильды"
Польша хочет получить с России триллионы злотых за "преступления СССР"
Карабахская загадка: нужна ли встреча лидеров Армении и Азербайджана при отсутствии переговоров?
Трамп рассказал, что еще нужно США в Афганистане
В Красноярске свадебный кортеж попал в драку из-за гигантской лужи на дороге